главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 истории - легенды


  Загадка древнейшей шаманки из Колымы

Лето шло к исходу. Был август. Вечерами уже темнело. Студенты стройотряда часто долго засиживались у разожженного костра, освещающего осенние, еще теплые, сумерки. Острые язычки огня рассекали воздух, образуя невообразимую энергетику. Искры, улетающие от костра, таяли в потемневшем пространстве. Костер горел, слегка потрескивая, разнося необыкновенное тепло вокруг и распространяя свет. В этом была особенная магия, древняя, почти первобытная, влекущая и заманчивая, как те тайны, сокрытые в недрах и энергетике нашего северного края.
Это было в 80-х годах в Верхневилюйском улусе. Руководителем стройотряда «Эркээни» был историк, известный археолог, незаурядная личность, уроженец Верхневилюйского района Никита Деевич Архипов.
В один из таких магических вечеров разговор зашел о шаманах, о древних захоронениях.
- Удаганы и ойууны были всегда у нас, в Якутии, еще с древних первобытных времен, - начал рассказ Никита Деевич. Мы все притихли.
- Знаете, ребята, в 1980 году на притоке Колымы Пантелеихе, в местечке со странным названием Родинка нашим якутским археологом Сергеем Павловичем Кистеневым удалось обнаружить самое северное в мире древнейшее захоронение каменного века. После исследований был уточнен возраст этой загадочной находки, он составил 3600 лет. Захоронение было совсем непростое, а даже мистическое, в нем были обнаружены останки женщины, которую журналисты тут же окрестили «амазонкой с Пантелеихи». Рядом с девой лет до 25-ти покоился целый арсенал всевозможного оружия каменного века – лук, каменные и костяные ножи, кинжалы, топоры, наконечники копий и стрел, а также «хозяйственные» скребки и тесла. Но эта древняя молодая женщина, захороненная с такими почестями, была не только воительницей, она была шаманкой, о чем свидетельствовали магические ритуальные предметы, обнаруженные в могильнике.

Так я впервые узнала и услышала о самой древнейшей шаманке нашего удивительного северного края.
Потом спустя долгое время прочитала об этой находке в книге писателя Владимира Федорова «Служители трех миров», в главе «Чародеи каменного века, или Магия вместо телефона». Автор был дружен с археологом Сергеем Кистеневым, открывшим захоронение древней шаманки. В книге есть подробное описание этой археологической находки:

«…Прежде всего хочется вспомнить открытие, сделанное в 1980 году на притоке Колымы Пантелеихе, в местечке с симпатичным названием Родинка. Именно там сотрудниками Приленской археологической экспедиции во главе с упомянутым уже С.П. Кистеневым удалось обнаружить самое северное в мире неолитическое захоронение, чей возраст составил 3600 лет. В древней могиле были обнаружены останки женщины, которую журналисты тут же поспешили окрестить «амазонкой с Пантелеихи», поскольку рядом с ней покоился целый арсенал всевозможного оружия – лук, каменные и костяные ножи, кинжалы, топоры, наконечники копий и стрел, а также «хозяйственные» скребки и тесла. Но «амазонка», лежавшая в символической берестяной лодке, была буквально усыпана бусинами (более 18 тысяч) из раковин и скорлупы яиц, вместе с которыми находились ожерелья из звериных клыков, орнаментированные амулеты, подвески, скульптурные и стилизованные изображения хищных птиц (опять птиц!), по-видимому, являвшиеся частью обрядового костюма. На некоторых из находок были нанесены кресты и другие загадочные символы.
На одном из овальных костяных предметов, лежащих на груди «амазонки», изображены так называемые «остроголовые человечки», что указывает на достаточно конкретный «адресат»: по религиозным представлениям юкагиров, остроголовый человек является хозяином Нижнего мира, а у нганасан подобным образом изображались «тени мертвых» и расписывались шаманские бубны.
Похожая фигурка была в свое время найдена академиком А.П.Окладниковым в одном из захоронений на средней Лене, которое он однозначно определил как шаманское.
«На наш взгляд, судя по вышеописанному материалу, – делает вывод в своем последнем по времени отчете за 2000-й год С.П. Кистенев, Родинкское захоронение было, скорее всего, тоже шаманским. Продолжая изучение изображений, можно увидеть, что они хорошо взаимосвязаны и рассматриваются как единое целое. Сам овальный предмет напоминает в миниатюре шаманский бубен, и, вероятно, всю композицию можно охарактеризовать как мировоззренческие представления древнего человека о мироздании».
Интересно, что среди ее «предметов личного пользования», назначение которых ученые в той или иной степени представляют, находилась странная и вызывающая до сих пор научные споры «логарифмическая линейка» из оленьего ребра с насечками и какими-то знаками – то ли костяной «компьютер» для каких-то вычислений, то ли нечто сакральное и вовсе нам неведомое.
На «линейке» по числу секторов прослеживаются цифры пять и десять. «Такое сочетание, – говорит С.П.Кистенев,– наводит на мысль, что, возможно, покойница при жизни была хранительницей астрального женского календаря, по которому определялись по луне сроки родов…»
В нашей беседе Сергей Павлович особенно подчеркивал: долгие и основательные занятия археологией привели его к мыслям о том, что так называемый «первобытный человек» на самом деле был далеко не первобытным, он прекрасно знал законы движения небесных светил, умел адаптироваться к сложным природным условиям, а уж по части общения с растительным и живым миром мог дать всем более «цивилизованным» поколениям огромную фору.
Видимо, и экстрасенсорные, парапсихологические его возможности были намного выше, чем у наших современников».


В другой книге «Воители трех миров» писатель рассказывает о таинственных происшествиях, связанных с этой мистической археологической находкой:

«Однажды ко мне зашёл археолог, открывший захоронение «амазонки с Пантелеихи», и мы с Сергеем Кистенёвым познакомились поближе, он поведал, что за официально-научной историей открытия стоит и другая, из числа тех, которые не принято озвучивать серьёзным учёным в монографиях. Оказалось, что лет через десять в безлюдном месте раскопок, что находится в 18 километрах от районного центра Черского, несколько ничего не знавших о находке семей решили построить себе дачи, основав небольшой дачный посёлок Родинка. Мало того, оставшуюся от раскопа яму они превратили в… мусорную. Почти сразу же пионеры дачного дела, несмотря на все красоты природы, стали ощущать какую-то гнетущую, тяжёлую атмосферу, на них навалились хвори и неприятности. А потом и вовсе к одной из дачниц стала являться по ночам странная незнакомая женщина. Кончилось тем, что дачники попытались выяснить истоки всего происходящего и только тогда узнали, в каком месте они поселились. В итоге они вышли на самого Кистенёва и получили исчерпывающую информацию. Раскоп был очищен, над ним поставили табличку с соответствующей информацией, видимо, не раз мысленно было испрошено и прощение, а может, и проведён какой-то обряд. Но стало ли после этого лучше в Родинке – не знаю.

Как и полагается, после окончания раскопок на Колыме все находки были сданы в хранилище института, а кости шаманки отправили в Санкт-Петербург (тогда ещё Ленинград), где часть их сожгли в специальной установке, определив по радиоуглеродному методу возраст. Остатки же костей не сочли нужным возвратить в Якутию – их просто выбросили.
В родной Родинке от шаманки не осталось ничего. Кроме, видимо, того потревоженного, осиротевшего и оскорблённого отбросами неприкаянного духа. Несколько самых интересных и ценных экспонатов, в том числе три вырезанные из кости птицы-талисмана, были выставлены в археологическом музее научного центра в Якутске. Приблизительно в момент начала «дачного освоения» Родинки из закрытой герметичной витрины сначала исчезла одна птица, а потом и две остальные. Бесследно. Из охраняемого помещения, куда посторонние люди могут попасть лишь в присутствии экскурсовода. Вызванные Кистенёвым милиционеры только развели руками. В отчаянии он попытался обратиться даже к экстрасенсам, которым не особенно-то верил, и один из них сказал, что «птиц забрала какая-то появившаяся в музее женщина». Какая?..».


Ореолом легенд и мистики была окутана древнейшая колымская шаманка, отправленная в начале Бытия сородичами в берестяной лодке в вечное путешествие по бесконечной Реке Времен…
Тайна и мистика шаманских могил не поддаются объяснению до сих пор. Есть в Мироздании нечто, что не входит в рамки рационального мышления. Видимо, это - совсем иная реальность, где существуют свои неписаные законы.

Книги Владимира Федорова были изданы в 2000 году. Я подумала, что какая-то часть мистических событий, связанных с «амазонкой с Пантелеихи» - выдумка писателя. Поговорила с людьми, которые связаны с археологией, они подтвердили, что экспонаты, действительно, таинственным образом исчезли…
И насчет нижнеколымских дачников тоже были разговоры…

А вскоре Кистенёв, сравнительно нестарый ещё человек, заболел.
У него обнаружили опухоль мозга в неоперабельной стадии.
«Наверное, это расплата», – горестно высказал археолог своё предположение друзьям. Болел Кистенев недолго и умер буквально через пару месяцев после обнаружения болезни – 9 марта 2003 года. Ему было 57 лет.

И всегда мне на ум приходят слова наших старцев: «То, что запрятано далеко и предано забвению, не должно снова выйти на свет. Такова извечная истина, сохраняющая гармонию между добром и злом, светом и тьмой».
Хочется верить, что самая древнейшая загадочная северная дева-шаманка, знающая тайны Мироздания, нашла покой и успокоение в иных неведомых мирах и плывет в своей берестяной лодке по Бесконечной Реке Времен из Бытия в Вечное Небытие…
 

Вернуться назад

Варвара Корякина
г. Нерюнгри

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024