главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

15 сентября 2004


  Шаманы и шоумены

Шаман Валентин Хагдаев показал мне свою руку с шестью пальцами: большой палец на правой кисти раздвоен и с двумя ногтями. В медицине это анатомическая аномалия, а по бурятскому поверью — отметина духов. «Я избранный, — сказал он, — но лишь посредник, «связной».
По его словам, связь с потусторонним миром ощущается особенно сильно, когда он бывает на Ольхоне. Однажды Хагдаев решил «освятить» местный краеведческий музей и едва не потерял самообладание. Его привел в замешательство дух предшественницы — шаманки Одэгон, умершей в позапрошлом веке.


Дух в музее
Мистика началась вскоре после того, как археологи передали музею личные вещи шаманки, оставшиеся после ритуального сожжения тела, — браслеты, кольца, трубку, прибор для связи с «тем» миром, зеркала для отражения зла и т. п. По поверью, пользоваться предметами древних шаманов — большой риск, в том числе и для «посвященных». Поэтому к витрине, где были разложены вещи Одэгон, Хагдаев приблизился с опаской. «И вдруг, — рассказывает очевидец, директор музея Капитолина Литвинова, — у него глаза расширились от страха! Весь побледнел и кричит заикаясь: «Дух шаманки здесь!»
Оказалось, что, когда шаман воздел свою «отмеченную» руку над витриной и пропел заклинание, вещи под стеклом перемешались! Позже другой шаман сказал: «Не стоило этого делать. Он хотел помериться с Одэгон силой, и она показала ему, что сильней». А один из посетителей музея, представившись «целителем», попросил наконечник стрелы из витрины и вызывал дух Одэгон на святом для бурятов мысе Бурхан. По его рассказу, Одэгон явилась в белых одеждах и поведала знаками, что хочет, чтобы в жертву ей принесли барана. А затем была страшная ночь — жуткая гроза и ливень после ясного дня.

По Ольхону пополз слух: «Дух шаманки потревожили». А кассир музея рассказала: «Моя дочь и ее подруги тоже осенью в час ночи призрака видели. Девушки гуляли — видят, незнакомая женщина сидит на крыльце, склонив голову. Похихикали и подошли. А та встала и молча скрылась в музее». «Я и сама однажды видела нечто странное, — говорит Литвинова.
— Сижу в музее днем, читаю книгу, и вдруг — мелькнул силуэт в рост человека. Такое как бы эфирное существо. Поднялась — никого. И в то лето я еще дважды ту же картину видела». Шаманы принесли духу Одэгон молочную жертву — побрызгали по обычаю молоком вокруг витрины, а директору посоветовали делать так же самой (как в блюдце наливают еду для змеи или кошки), но та «пока забывает».
На Ольхоне есть понятие «духи водят»: то есть человека, оставшегося в одиночестве на окраине поселка, могут попутать предки тех, кто жил на острове. 5-летний Вова так и потерялся: пошел с дедом-бурятом пасти баранов и не вернулся. Нашли на девятый день: Вова шел под дождем в легкой одежде, но оказался здоров и даже не чихнул. А на вопрос «Где был?» ответил: «Я не мерз и не голодал, а ходил с чужим дедушкой. Он обо мне заботился, мы искали моего дедушку». «Мой отец Николай Ревякин (местный учитель, основатель музея. — Авт.), — вспоминает Литвинова, — тоже встречался с духами: заночевал в лесу у костра, и те его будили: лишь уснет, слышит голос: «Тебе здесь не место!» И так до рассвета».

Пророк Байкала
Кроме шаманов на остров, который называют энергетическим сердцем Азии, приезжают представители сект, жаждущие пообщаться с космосом, — например, «учения Рейки», после знакомства с которым, по одной из версий, шагнул из окна солист «Иванушек Интернэшнл» Игорь Сорин. Адепты «Рейки», предварительно «поработав» на Алтае, поселились на метеостанции и обхаживали сотрудников музея. А еще вербовали туристок в «жрицы служения красного и оранжевого луча» и проводили на Бурхане мистерии посвящения. Себя они называли «физиками из Москвы» и «энергетиками». Плата за «семинары» исчислялась круглыми суммами, а в Москве гуру «рейковцев» теперь разъезжают на лимузинах.

«11 тысяч лет назад, — убеждали они бурят, — у вас тут, на Байкале, жила древняя цивилизация Гилл-Лосс, которая переселилась под землю. А мы — ее преемники». «Там, внизу, кипит жизнь, — учат «рейковцы». — Слышен шум городов, гул транспорта. Приложите ухо к земле, и вы услышите сами». При этом сектанты с подозрительной настойчивостью повторяют, что «подводная цивилизация» просит ученых прекратить исследовательские работы по глубинному бурению на севере Байкала, и даже называют в своих проповедях точные координаты района, в котором бурение нежелательно. «Иначе, — предупреждают они, — Ольхон уйдет под воду, как Атлантида. А всех бурят переселят на чужбину».
Эта часть сектантской «страшилки» схожа с предсказанием местного пророка и юродивого Варнашки, жившего близ Ольхона в XIX веке. Варнашка ходил от улуса к улусу и предрекал будущее, за что его гнали и забрасывали камнями. Он предсказал падение на азиатском материке «красной империи», а также напророчил «огненную войну», после которой выживут люди ростом с локоть, добычу со дна Байкала «черного золота», затем — осушение и перекачку воды из моря-озера в искусственную котловину, заселение его берегов иноземцами (но не русскими) и прочее.

Недавно на Ольхоне поставили православную церквушку. До этого русские там могли молиться лишь у себя дома. Буряты-шаманы отнеслись к храму с сочувствием. «Пусть здесь растут все цветы!» — сказал мне старейшина Владимир Буинов. «Но только не «неошаманы»-сектанты, — прибавил Хагдаев. — Это лжецы!»
Однако шаманы ревниво относятся к случаям, когда приезжие миссионеры наглеют, оскверняя их святыни. Свидетелем такого «религиозного конфликта» стал заведующий отделом науки Прибайкальского национального парка Виталий Рябцев.

«Как-то вечером я остановился под горой и вдруг вижу — на фоне неба на вершине деревянный черный крест на металлических растяжках 6 метров высотой. Пропорции явно латинские. Кто установил, Бог знает!..

Пять лет шаманы терпели и переписывались с ламами, но решили крест снести. Поручили дело лесничему, а он нашел бригаду работяг. «Случайно» там оказался и я с группой венгров-католиков… Глядим, какие-то люди у креста возятся. Заработала бензопила. Крест свалили (на глазах у венгров). И не просто так, а распилили на 7 частей, сожгли в семи кострах и побрызгали молочной самогонкой. Но, едва мы спустились вниз, задул страшный байкальский ветер — сарма. И так задул, что сломались стойки и порвался брезент у палатки венгров. А рабочие на «УАЗе» на обратном пути перевернулись».

…По преданию, могущественный род ольхонских шаманов произошел от орла, превратившегося в человека. Уезжая с острова, я пришел на шаманскую поляну, которую облюбовали «братья-сектанты», выложившие в траве круги из крашеных камешков. Среди поляны стоит бурятский памятный столб — обо, по обычаю обвязанный тряпочками. На берегу, если подняться на гору, видна маковка церкви. Над лесом парит орел… Все цветы растут в колыбели шаманов.
 

Вернуться назад

Владимир Кожемякин
«АиФ»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024