главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

5 февраля 2004


  Ольхонский шаман нашел в Америке своих братьев

Для ольхонского шамана Валентина Хагдаева приглашение посетить Америку стало полной неожиданностью. Дело в том, что десятилетие, с 2002-го по 2012 год, было объявлено ООН десятилетием прав коренных народов. И в рамках этого события гуманитарный фонд "Священная земля" (президент Билл Пфайффер) решил организовать культурный обмен между коренными народами России и США.

Некоторые буряты, живущие в Америке, были знакомы с ольхонским шаманом. Так, волей случая или судьбы, Хагдаев оказался в Новом Свете. Кроме него с российской стороны были приглашены два представителя Алтайского края — Данил и Чагат, тоже приверженцы шаманизма.
Гости из России объездили девять американских штатов (Колорадо, Юта, Аризона, Техас, Нью-Мексико, Нью-Хемпшир, Вермонт, Массачусетс, Нью-Йорк) и встретились с представителями племен и народностей навахо, апачи, пуэбло, копи, акома, атапаски, клинкет, чероки, могикане, вапиноко, абинаки.
Встречи проходили в форме конференций и дискуссий, а основные проблемы, о которых говорили коренные народы, — это утрата языка, религиозных традиций, истории и культуры.

Некурящий шаман выкурил трубку мира
Сначала индейцы встретили гостей недружелюбно: приняли за федералов. Но когда они узнали, что это за люди и с какой целью приехали, доверили им самое сокровенное — пригласили на свои обряды.
Некурящий Хагдаев выкурил с индейцами трубку мира. А одна 90-летняя старуха сказала: "Сколько себя помню, еще ни разу человек с другой стороны земли не приходил к нам".
Валентин Владимирович исполнял с индейцами их ритуалы, а затем они проделывали вслед за ним все то, что обычно использует в своих обрядах ольхонский шаман.
Однажды во время ночного ритуала индейцы обратились к Хагдаеву: "Пусть наш брат с той стороны земли исполнит древнюю песню!"
Но не только песней поделился с братьями ольхонский шаман. Он познакомил индейцев с бурятскими легендами и сказаниями, в том числе с эпосом "Гэсэр".
А как-то раз шаману довелось провести своеобразный урок в школе, и он рассказал маленьким индейцам о наших краях: "Я пришел с той стороны света, где плевок, не достигая земли, превращается в лед, а Байкал — это озеро, которое зимой покрывается льдом, по нему ездят на машинах".
Дети слушали Хагдаева (через переводчика, разумеется) как завороженные, хотя обычно дисциплина в школе страдает.

Родина индейцев — Восточная Сибирь
Во время общения со своими братьями ольхонский шаман понял, что они исповедуют одну и ту же религию — у индейцев тоже существует культ предков, земли, природы.
— Есть утвердившаяся научная гипотеза о происхождении некоторых индейских племен как выходцев из глубин Центральной Азии — Тибета, Монголии, Восточной Сибири, —говорит Хагдаев. — Древние племена, уходя от наступающей пустыни Гоби вслед за табунами диких лошадей, лосей и других животных, прошли через Берингов пролив на Аляску — в то время уровень океана был ниже. Так постепенно заселялся американский континент.
В постоянных беседах с братьями ольхонский шаман все более и более убеждался в истинности этой гипотезы и находил в лицах индейцев огромное сходство с лицами коренных народов Восточной Сибири.
И проблемы, о которых многие часы говорили представители двух разных народов, оказались абсолютно идентичны.
— Поколение 30—40-летних нынешних бурят владеет своим языком только на бытовом уровне — стихи, легенду полностью на бурятском языке рассказать они не могут, — говорит Хагдаев. — Дети нынешних 30—40-летних бурят будут немного понимать по-бурятски, но говорить уже не смогут. А их внуки и правнуки уже не смогут ни говорить на родном языке, ни понимать его.
Народы США тоже столкнулись с такой проблемой. Однако там она уже решается. Конгресс и правительство США профинансировали строительство 35 национальных индейских колледжей и свыше 200 национальных школ.
Например, в племени навахо дети изучают родной язык с ясельного возраста и до пятого класса школы. Кроме того, там существуют фильмы, мультфильмы и различные передачи на языке навахо.

В Америке были города лилипутов
Посещение Чако-каньона стало для Хагдаева великим потрясением. Он увидел останки древних городов-обсерваторий, где двери переходов имеют один метр в высоту и 30 сантиметров в ширину. Это были города лилипутов, загадочного народа анасцайзи.
— Возможно, анасцайзи были жрецами — хранителями мудрости и знаний, а соседние племена их слушались, — рассказывает ольхонский шаман. — Их общество было построено по принципу муравьев — у каждого были свои конкретные обязанности, но лидера как такового не имелось. Все сложные вопросы решал совет мудрых старейшин. Они умело использовали солнечные лучи для тепла и освещения, применяя кристаллы различных форм. Они вывели точные астрономические и математические расчеты и формулы, были знакомы с узелковым письмом, многое знали о нашей Галактике. Говорят, по своим знаниям, мудрости и культуре они могли сравниться с древними толтеками, инками, ацтеками и майя. И даже в отдельных моментах превосходили их, ибо им было знакомо понятие "телепортация", то есть они двигали огромные камни силой коллективной концентрации мысли в одном направлении. Они чувствовали биоритмы земли, но полностью разгадать явления природы невозможно. Наступило время природных катаклизмов, с юга пришла засуха, реки иссохли и плодородные долины превратились в пустыни. Люди-лилипуты ушли, оставив свои города, и разбрелись по всему свету.

Музей в Еланцах пополнился американской коллекцией
Из своей поездки в Америку ольхонский шаман привез множество подарков: трубку мира, сетку сновидений, заячью шкура, различные травы, используемые индейцами в своих ритуалах, кукурузу — священный злак племени навахо.
Все это сейчас находится в Еланцинском историко-краеведческом музее, директором которого является Валентин Хагдаев.
Но кое-что Валентин Владимирович оставил и себе лично. На кепке, которую носит шаман, красуется серебряный орел — знак индейцев племени навахо.
Теперь шаман думает пригласить братьев с той стороны земли к нам в Сибирь. Он мечтает, чтобы индейцы увидели Ердынские игры, которые будут проходить летом.
А еще Хагдаев собирается посадить в своем огороде подаренную братьями кукурузу, только не знает, что из этой затеи получится.
Что же касается проблем коренных народов, то они, по мнению ольхонского шамана, вполне решаемы.
— Нам нужно не плестись в хвосте цивилизации, а идти в авангарде, — говорит Валентин Владимирович. — История, культура и язык каждого народа — это великая ценность для всего человечества. Как степь не должна быть только из одних лишь желтых цветов, а должна быть богатой разными цветами и сочными травами, так и в многообразии культур и языков — богатство всего человечества.

P.S. Валентин Хагдаев выражает огромную благодарность всем, кто помог ему побывать в Америке и найти своих братьев.
 

Вернуться назад

Юлия Улыбина
"Номер один"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024