главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

13 июня 2004


  Молоко для доброго духа

ЧООДУ АЛДЫН-ХЕРЕП (в переводе имя означает "солнечный луч") - потомственный шаман. И дед его этим делом занимался, и мать была ясновидящей. А сам он родился на дороге и получил силы от природы.

Шаман может работать, камлать и два часа, и три. А помогают ему разные диковинные вещи - череп барана, медвежья лапа, беличий хвост. Идут в дело и кости животных - у тувинцев не принято выбрасывать баранью лопатку или берцовую кость. Их хранят и даже "подкармливают" - смазывают топленым маслом. Шаман превращает косточки в обереги, хранящие покой, и вешает их на двери жилища. Считается, что животное когда-то ходило по земле, было связано с космосом, и даже после его смерти силы Вселенной не исчезли никуда.

"Работать шаманом интересно, - говорит Алдын-Хереп, - но каждый раз это - страдания. Не всякого человека можно очищать - ничего не выйдет, если вокруг кого-то много недоброго. Рисковать не стоит, злые духи могут напасть - бывает страшно".
Обряд очищения - это своего рода напутствие перед дальнейшей дорогой по жизни. Как объясняют шаманы, у одного человека - пиала полная, у другого - уже полупустая. Но сколько бы ни осталось, останавливаться на середине пути, переводить дух не следует. А чтобы идти вперед было легче, необходимо избавиться от душевного мусора, болячек и прочей житейской шелухи.

Шаман может работать, камлать и два часа, и три. А помогают ему разные диковинные вещи - череп барана, медвежья лапа, беличий хвост. Идут в дело и кости животных - у тувинцев не принято выбрасывать баранью лопатку или берцовую кость. Их хранят и даже "подкармливают" - смазывают топленым маслом. Шаман превращает косточки в обереги, хранящие покой, и вешает их на двери жилища. Считается, что животное когда-то ходило по земле, было связано с космосом, и даже после его смерти силы Вселенной не исчезли никуда.

Алдын-Хереп готовится к обряду долго и тщательно. Поджигает ветки можжевельника: дымом отгоняет черных духов от священного места - оваа. Это деревья или коряги, на которых развешиваются сотни разноцветных ленточек. Оваа можно встретить по всей Туве - чтобы наладить отношения с добрыми силами, люди приносят сюда плошки с молоком, рассыпают рис. Поэтому здесь всегда очень много птиц. В Кызыле, на берегу Енисея, где проходил обряд, они обычно сидят целыми стаями и никого не боятся.

Шаман разводит костер, бросает в него топленое масло - кушанье для добрых духов. Нагревает над огнем бубен и начинает свою пляску. Он двигается к большой реке, будто собираясь набраться от нее сил, издает некое подобие свиста и возвращается назад. Удары в бубен раздаются все чаще, шаман раскачивается, кружится вокруг костра - быстрей и быстрей. Ритуальный танец сопровождается гортанными, очень странными звуками. От этого голоса, меньше всего похожего на человеческий, становится не по себе.

Алдын-Хереп, двигаясь неровно, даже судорожно, приближается ко мне. Его лицо искажено гримасой - такое впечатление, что ему плохо. Мне тоже нелегко, оцепенение сменяется волной страха. Опасаюсь не чего-то конкретного, а скорей неведомого - что-то будет дальше? Шаман ходит вокруг меня, гремит в бубен, затем резко останавливается сзади, стучит чем-то жестким по голове. Надевает на руку медвежью лапу - хлопает по плечам. А потом бьет по спине кожаной плеткой, не жалея сил. Это больно.

Стоило мне прийти в себя - через минуту церемония в том же порядке повторилась еще раз. Удары плеткой настолько ощутимы, что я уже не сомневаюсь - на коже останутся рубцы. На самом деле - ничего подобного. Я не только не получила увечий - еще и выздоровела. Сразу после очищения у меня перестала болеть спина - остеохондроз, мучивший последние дни, исчез, как не было.
Дальше дело пошло веселей. Алдын-Хереп набрал молока в рот и брызнул его мне в ладони. Топленым маслом смазал лоб и кисти рук. Позвонил вокруг колокольчиком и сказал, что светлые силы всегда рядом со мной. Несмотря на далеко не детский возраст, я еще только в начале пути, впереди - большое и созидательное дело. Чтобы ничего не помешало, хорошо бы приехать в Кызыл через год и пройти обряд очищения еще раз.

В Туве до сих пор принято во всем советоваться с шаманами. Если собрался в путешествие, надо поинтересоваться, стоит ли отправляться именно сейчас. Решил заняться бизнесом - есть смысл выйти на связь с духами и спросить их разрешения. Жители республики идут к шаманам по любому поводу, хотя среди них есть и православные, и мусульмане, и буддисты. Но языческие традиции продолжают существовать параллельно с любыми религиозными течениями, и они в Туве на уровне быта все-таки сильнее.
- Это единственное место на планете, где шаманизм сохранился в первозданном виде, - рассказывал доктор исторических наук, основатель республиканского общества шаманов "Дунгур" ("Бубен") Монгуш Кенин-Лопсан. -Шаманы есть и у хакасов, и у эвенков, и у других народов, но они сегодня, как правило, потеряли свои корни. Поэтому в Туву, чтобы изучать древнюю культуру, приезжают ученые со всего мира. Именно здесь проходил первый съезд шаманов и шамановедов Азии, Европы и Америки.

Монгуша Бораховича можно причислить и к тем, и к другим. С одной стороны, он - ученый-этнограф, писатель, у которого изданы десятки книг, посвященные традициям и обычаям Тувы, в том числе шаманизму. И он же - потомственный шаман. Несмотря на преклонный возраст, Кенин-Лопсан каждый день принимает людей и помогает им. Сейчас он не совершает обрядов, однако точно знает, как следует поступить человеку, если у него возникла та или иная проблема. В свое время в гостях у него бывал Борис Ельцин. Накануне вторых выборов в Кызыл приезжали гонцы бывшего президента, просили совета. Монгуш Борахович предсказал победу.

Фонд шаманских исследований США присвоил Кенин-Лопсану редчайшее звание - "Живое сокровище шаманизма". Он читал лекции в университетах Америки, Германии, Австрии, Швейцарии, других странах. Увы, в России и к самому "сокровищу", и к древней культуре относятся с куда меньшим интересом.

В гости к Монгушу Бораховичу мы пришли с очень скромным подарком - пакетом молока. Но он остался доволен. Потому что мы хоть и приезжие, но уважили человека, соблюли традицию. Согласно старинным обычаям, с пустыми руками в Туве в гости ходить нельзя - духи обидятся. Мы доброго духа накормили - значит, теперь и у нас все будет хорошо.
 

Вернуться назад

Любовь РАК, соб.корр. "Труда"

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009