главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

13 марта 2000


  На что рассердились духи

Когда ночью 26 февраля шкодливые духи Ангарского тектонического разлома встряхнули в очередной раз Байкал и его окрестности, большинство прибайкальского населения отделалось легким испугом и бессонницей. Не пострадал (по большей части) и архитектурно-этнографический музей "Тальцы" на 47-м километре Байкальского тракта - предки строили на века...

Впрочем, оговорка "по большей части" не случайна. Один из объектов музея был во время землетрясения серьезно поврежден. Жертвой подземной стихии стала "Юрта шамана". В ней рухнула крыша.

В 80-х годах во время строительства в Тальцах экспозиции "Бурятский летник" из района Бугульдейки вывезли старинную 8-гранную бурятскую юрту. В ней была открыта экспозиция "Старая вера бурятского народа - шаманизм".

Люди недаром окрестили диковинный деревянный дом юртой шамана. Я хорошо помню морозный октябрьский день 1994 года, когда при большом стечении публики, в том числе почетных гостей из администрации области, Усть-Орды и Улан-Удэ, состоялось торжественное открытие экспозиции.

"Гвоздем" торжественного мероприятия стал обряд своеобразного "освящения" юрты в ее шаманском качестве, который старательно справила симпатичная шаманка в джинсах из Усть-Орды.

Здесь сразу возникли проблемы, позволяющие предположить, что духам что-то не нравится. Сначала не захотел гореть огонь в очаге. А когда он загорелся, выяснилось, что забыли снять стеклянный люк-окно из дымоходного отверстия в макушке юрты. Пришлось научному сотруднику Лене забираться на крышу и выковыривать стекло, которое было укреплено толстыми гвоздями...

Шаманка, как она объяснила, вершила сакральное действо по полной программе. Обряд затянулся. Комфортно было лишь самым "высоким" гостям, уютно устроившимся на корточках внутри юрты. Пресса, телевидение, гости рангом пониже и прочий народ стойко мерзли на ангарском свежем ветру, тоскливо поглядывая на струящийся из дымоходной дыры дымок, перемешанный с жертвенными парами кедровской водки.

Девица энергично камлала, не жадничая, "брызгала" внутрь и наружу, вязала на березку возле очага многочисленные тряпочки -- узелки на память духам, чтобы не забыли, о чем их просил шаман. Наконец, спустя несколько часов, утомленная общением с духами служительница культа в последний раз "брызнула" кедровской", завязала последний узелок последнему из опрошенных духов, и званые гости промаршировали на небольшой организованный в честь события банкет. Здесь шаманка щедро раздавала амулеты и целовалась со всеми подвернувшимися под руку мужчинами. Мужики не сопротивлялись, справедливо полагая, что целование входит в ритуал...

Построенная научным сотрудником музея Еленой Етобаевой экспозиция оказалась достаточно удачной.

Многочисленные онгоны (изображения духов из глины, дерева, меха, войлока и металла), шаманский инструментарий - все это достаточно наглядно представляло шаманизм, культ сложный и не до конца понятый исследователями.

Юрта, поставленная на "краю" музейной территории, стала одним из самых посещаемых объектов. К слову сказать, это единственная юрта шамана в музеях мира. И вот она пострадала от землетрясения.

Руководство музея, склонное воспринимать мистику с некоторым научным скепсисом, предположило, однако, что в обряде были допущены ошибки.

- Может быть, - сказал мне, улыбаясь, директор музея Владимир Тихонов, - в обряде было слишком много водки. Ведь в старые времена шаманы использовали для камлания только напитки, изготовленные из молока. Кто решил, что духам больше нравится водка? И потом, неопытная шаманка вполне могла перепутать духов, изображенных на онгонах. Ведь их изображения чрезвычайно многообразны, в зависимости от фантазии и опыта мастеров, которые их изображали, тем более что, как отмечал ученый-этнограф М.Хангалов, "...во время изготовления онгонов пили так много тарасуна, что редкая копия была похожа на оригинал". Шаману надо очень хорошо и точно ориентироваться в сонме духов, состоящем из 99 персон, при том, что только 55 из них добрые. Надо знать, с кем общаться: камлание - дело тонкое...

- Поэтому, - сказал на прощание Владимир Викторович, - мы восстановим юрту и пригласим для совершения обряда проверенного шамана - настоящего профессионала.
 

Вернуться назад

Владимир Кинщак
"Восточно-Сибирская правда"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024