главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

14 июня 2005


  Шаманскую тему трогать опасно

Кандидата филологических наук, заведующую отделом олонхо Института гуманитарных исследований Академии наук Якутии Агафью ЗАХАРОВУ тема шаманизма привлекала давно. Собрав огромный материал, она уже собиралась выпустить книгу. Но тут началась мистика: постоянно появлялись все новые причины, по которым выход книги становился невозможным. Сменив тему на более "свободную", пришлось начать работу заново. Книга "Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха" вышла в Новосибирском издательстве в 2004 году тиражом 500 экземпляров. Это фундаментальный научный труд, предназначенный для фольклористов, этнографов, лингвистов и историков.

- Почему вы выбрали именно эту тему? Шаманизм, говорят, вообще трогать опасно...

- Да, это очень опасная тема, и она всегда была под запретом. Шаманы обладают огромной энергией, поэтому молодые люди вообще не должны заниматься темой шаманизма.

- А вы не боялись?

- Мне повезло. Те люди, которые меня лечили, стали моими защитниками. Я общалась с ними не один год, поэтому они меня оберегали.

Мода на оккультизм возникла сравнительно недавно. Сегодня многие ходят в разные духовные школы, к нам приезжают гости из Алтая, Тибета, которые при помощи краткосрочных тренингов раскрывают творческие способности... Но у подобного искусственного ускорения могут быть очень плохие последствия.

Раньше шаманов было очень мало, и они проходили специальное посвящение. Причем его проходили также и те, кого называют целителями, народными лекарями.

- Вы лично общались с шаманами?

- Да, у меня сложились хорошие отношения с эвенкийскими шаманами Савеем, Эдьиий Дорой и якутским – дедушкой Алексеем. Я общалась с бурятскими и непальскими шаманами. На Дни Южной Кореи сюда приезжали корейские шаманы. Я знакома с профессором университета, очень известным исследователем шаманизма Ким Тхе Гон. Он президент Восточного офиса шаманизма (который входит в мировой центр с центром в Париже). Общалась с тувинскими и североамериканскими шаманами.

- Как вам удавалось вызывать их на откровенность? Обычно настоящие посвященные своих секретов не раскрывают и вообще всячески избегают публичности...

- Я говорила им, что хочу у них лечиться. И это не было такой уж неправдой. В тот момент, когда я только начала собирать информацию для книги, я сильно болела. От меня отказалась официальная медицина, и я осталась жива только благодаря помощи шаманов.

- Сталкивались ли вы сами с какими-нибудь мистическими случаями?

- Когда я преподавала фольклор в Якутском госуниверситете, вместе со студентами мы каждое лето ездили в фольклорные экспедиции. Однажды остановились в селе Майя Мегино-Кангаласского улуса. Оттуда поехали в дальний наслег, где все мои студенты получили сильные травмы. Потом, когда я начала анализировать информацию, выяснилось, что в той местности похоронено много шаманов. Так сказали старики. А мы там на мотоциклах гоняли... Вот и наказали нас.

- Вы общались с представителями разных культур. Во всех есть свои маги, колдуны. Шаманские традиции чем-то различаются?

- Различий много. Например, духи предков у эвенков обычно приходят в образе оленя, у якутов – коня или быка (у женщин – рыбы), у чукчей – в образе ворона. Но во всем мире шаманы "болеют", проходят специальные обряды посвящения.

- А посвященные чем-то отличаются от обычных людей?

- У них очень крепкое телосложение. Ведь им приходится проходить самим все стадии болезней, от которых они лечат людей. Есть и физические особенности. Якутские и эвенкийские шаманы могут воткнуть в себя острый нож без всяких последствий. Окружающие ахают: "Чудо! " А никакого чуда нет. Это так называемые "полые" места, "проруби" (ойбон) организма, где боль не ощущается. Их может быть до 9, на животе и на макушке.

- Что интересного вы раскопали в ходе работы?

- Шаманы приносили жертвоприношения...

- Знаю.

- А знаете, зачем? Они осуществляли как бы обмен душами. Считалось, что в ауре человека во время болезни образуется пустота. Чтобы заполнить эту брешь в энергетике, в жертву духам приносили душу животного. Считалось, что это плохо, когда старые люди жили долго – они забирали энергию у своих детей и внуков.

- Правда ли, что родственники сильных шаманов долго не живут?

- Чтобы набрать силу, сильный шаман должен забрать души у девяти родственников. Поэтому люди из семьи шамана постепенно умирают. Но таких сейчас шаманов мало. Никто не хочет становиться избранником духов, но тут воля человека, как правило, бессильна.

***

Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует 20-30 тысяч лет. Не исключено, что на самом деле он еще старше и появился на свет одновременно с человечеством. Следы шаманизма обнаружены во всем мире, включая очень удаленные части Северной и Южной Америки, Сибирь, Азию, Австралию, северную Европу и Африку. В соответствии с некоторыми современными теориями определенные формы шаманизма, составившие основу европейского волшебства и колдовства, практиковали кельты и друиды.

***

Якут, заболевший "шаманской болезнью", временами сходил с ума, у него случались обмороки. Мучения будущего шамана объяснялись тем, что его душа (кут) похищена духами для воспитания в гнезде, находящемся на особом дереве. Он страдал несколько лет, но в награду получал умение видеть прошлое и будущее, обнаруживать присутствие сверхъестественных существ, вступать с ними в контакт, посещать места обитания духов и божеств. Считалось, что о происхождении и жизни духов абаапы верхнего и нижнего миров знали лишь шаманы, ибо для обычного человека даже простое упоминание об абааЬы опасно.

***

Шаманы видели предстоящие несчастья. Кээрэкээн во сне узнал о поражении своего войска в предстоящем бою. Когда вооруженные якуты пришли к устью Вилюя, где жили тунгусы, те, не принимая бой, ушли в Янские горы. Это исторический факт. Считается, что это тунгусский шаман увидел невозможность сопротивления якутам и посоветовал сородичам покинуть свою землю.

***

Шаманы могли перемещаться по воздуху, превратившись в вихрь, незримо проникать в дома сквозь стены, из камелька. В этот момент даже ребенок мог ранить шамана, метнув в вихрь ножом, а если дух-хозяин огня поражал непрошеного гостя горячим угольком, то шаман умирал. Шаманы принимали облик зверей и птиц, владели телекинезом, могли вызывать миражи, вмещали в себя духов, что приводило к внезапному утяжелению веса шамана. К шаманам также приходили духи-помощники в различных обликах- зверей, птиц, человекоподобных существ.

***

Якутские шаманы владели рядом волшебных предметов. Дерево, предназначенное духами для бубна, после отщепления необходимых кусков должно было продолжать расти. Если оно засыхало, шаман умирал. Железные подвески для костюма и бубна могли ковать только кузнецы, имеющие сильных духов-покровителей. Часть атрибутов шаман получал от своего духа-покровителя. Например, юному Сабырыкы дух, призвавший его в шаманы, прислал через ворона с наполовину белой головой рукоятку бубна со всеми металлическими подвесками.

***

Шаманы были способны волшебством увести приглянувшегося коня, навести мор на скот, наслать на своих врагов духов. Но причинить вред тому, у кого были сильные духи-покровители, шаманы не могли. Кроме того, имелись способы защиты от козней шаманов и даже их магического убийства. Например, шаман умирал, если во время камлания к его костюму незаметно привязывали полоску материи с одежды беременной женщины.

***

Смерть шамана сопровождалась разными чудесами. Так, шаман Кээрэкээн предсказал, что перед смертью, приняв облик гагары, нырнет, проплывет тридцать километров, и в том месте, где он вынырнет, найдут его тело. На его могиле вырастут три лиственницы с вершинами в виде помела. Если бездетная женщина от них испросит ребенка, то сам шаман родится во второй раз. Предсказания шамана сбылись, но неизвестно, просила ли какая-нибудь женщина от тех деревьев ребенка. А наиболее могущественные шаманы не умирали, а бесследно исчезали. Считалось, что они ушли в мир своих духов-покровителей.

***

Некоторые шаманы становились духами и мстили своим обидчикам после смерти, причиняя им разные болезни и несчастья. Иногда покойные шаманы "приходили" к своим потомкам с просьбой поправить разрушенную могилу или перезахоронить их. В некоторых случаях умершие шаманы защищали своих потомков. Более того, великие шаманы продолжали камлать и после смерти. Люди слышали гудение бубна в тех местах, где они были похоронены. Покойные шаманы регулярно возвращались на рубеже годов в свою юрту и жили там до восхода солнца. Утром же они исчезали. Пропадали и все предметы, которые им принадлежали.
 

Вернуться назад

Татьяна Бриз
«Якутск вечерний»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009