главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

25 февраля 2005


  Жительницу Хангаласского улуса признали ведьмой

Январь 2005 года. Покровск. У русских – в самом разгаре рождественские гадания, якуты проводят танха – древний обряд якутских гаданий (танха проводится ровно в середине зимы, когда Срединный мир атакуют гости из потустороннего мира). Посреди темного кабинета стоит стол. На столе – свеча. Невысокая женщина в национальном костюме, попасть к которой можно только отстояв длинную очередь, грустно смотрит на тень от жженой бумаги и предрекает мне рождение ребенка без мужа. Она еще не знает, что спустя месяц земляки обвинят ее в колдовстве и попытаются навсегда выселить из родного края.

Причиной для нынешней "охоты на ведьм" послужила фотография того самого обряда танха. Фотограф запечатлел один из сеансов гадания. Никто не ожидал того, что выйдет на снимке. Голова гадалки превратилась в прозрачный череп, из раскрытого рта которого вытекала белая сущность.

Увидев фотографию, земляки гадалки впали в коллективную истерику. Люди возмущались тем, что "женщине с демонической сущностью" позволили работать с таким большим количеством людей(!), что их не предупредили(!) о том, что потусторонние силы иногда становятся реальными(! ). Выстраиваясь в очередь к гадалке, они ждали лишь аттракциона.

В редакцию звонили люди и на полном, серьезе осведомлялись у нас, а не будет ли правильны всем односельчанам объединиться и коллективно запретить гадалке возвращаться г родной улус? Особо активные уже пытались призывать людей к активным действиям. Непостижимо! Люди 21 века по реакции своей мало чем отличаются от своих предшественников, людей века 16-го, живших во время разгула охоты на ведьм.

Елена Николаева (имя и фамилия изменены в целях безопасности женщины) долго думала, как ей отнестись к реакции земляков. Пока Елена живет в Якутске, а в родное село приезжает лишь погостить. Естественно, что равнодушным такие заявления не оставили бы никого, однако Елена зла ни на кого не держит. Но и бросать свое занятие не собирается: в следующем году танха, как и раньше, состоится вовремя, какова бы ни была реакция людей. Кстати, сейчас она трудится над научной работой по этнографии.

Мнение психолога
Объяснить ситуацию мы попросили психолога Олега БОГАРОВА:

- Если вы говорите, что очередь к гадалке была большая, значит, сработали механизмы психологии толпы. Проявился эффект так называемой групповой внушаемости, где эмоциональное состояние передается от человека к человеку на психофизическом уровне и вследствие такой передачи многократно усиливается. В результате в толпе интеллект человека заметно снижается. Всем опытным руководителям и ораторам известно, что гораздо легче внушению поддается толпа, чем один отдельно взятый человек. Такой дефект снимка трудно объяснить логически, а значит, на первый план выходят эмоции людей. Сделанный снимок они расценили как свидетельство угрозы. Не упускайте из внимания тот факт, что к гадалкам ходят обычно люди с заниженной критичностью мышления. В этих условиях легко развиваются так называемые эпидемии эмоционального состояния. И охота на ведьм в Европе 16-17 века – всего лишь наиболее яркий их пример. На самом деле психические эпидемии – явление, которое наблюдалось всегда, варьировалась только степень распространенности, ее сила и сфера. Сходите на концерт рок-музыки – увидите пример подобного состояния людей. И все произошедшее с гадалкой – вполне закономерное проявление психологии людей. В таких случаях логике вообще нет места. Люди поддались эмоциональным импульсам, испугались. Я бы не стал такую ситуацию называть неожиданной. Фотография внушила людям беспокойство, что демон посредством гадалки получил о них информацию, как хакер вскрывает секретные файлы. Людям ведь бывает неприятно, когда кто-то знает о них больше, чем они о нем. А тут еще демоническая сила, неизвестная и наверняка недоброжелательная. Сработала защитная реакция.

А вот как прокомментировала ситуацию коллега по мистическому увлечению Елены Анна Иннокентьевна: - Каждой гадалке, если только она настоящая, помогают духи предков. Бабушка ее была истинной целительницей, и ныне ее добрый дух помогает своей родственнице. Потому неудивительно, что получилось такое фото, на котором четко видно присутствие души почившего человека – ее бабушки.

Как нас заверили в администрации и милиции Хангаласского улуса, никаких массовых волнений по поводу гадалки в Покровске не было. И Елена может без всякой боязни возвращаться на родину. Все случившееся – лишь недоразумение. Не более чем страшный сон, навеянный нашим современникам мотивами средневековья.

Якутские шаманы всегда рисковали жизнью
"У меня дед был самым что ни на есть сиэмэхом (черным шаманом)", – заявляют взрослые люди порой на вполне серьезных мероприятиях. Сейчас это действительно "круто". Некогда мрачный мистический культ нынче превратился в подобие торгового бренда. Между тем в былые времена за подобные заявочки вполне можно было поплатиться жизнью.

Чтобы убедиться в этом, достаточно повнимательнее почитать якутские сказки и легенды. Там частенько проскакивает мотив, как богатырь разрубает пополам своего противника – шамана. Для якутов отправители религиозного культа никогда не были неприкосновенными. Якутский шаман в неверную годину мог крепко поплатиться либо за свою профессиональную несостоятельность, либо за свою профессиональную деятельность.

Шамана могли обвинить в массовом падеже скота, в нашествии болезней, в длительной неудаче на охоте. А народ в те времена был скор на расправу и особо не церемонился.

Примечательно, что после расправы над шаманом люди принимали меры предосторожности, чтобы дух шамана не мог отмстить своим обидчикам. Для этого тело убитого расчленяли, а части тела хоронили в разных местах, подальше друг от друга. Особенно большое значение придавалось голове, которую прятали особенно тщательно. Предполагалось, что безголовому совершенно невозможно будет отыскать все части тела, чтобы воскреснуть и отомстить за свою смерть.

Русские приложили усилия, дабы прекратить акции самосуда и заменить их судилищами. Пришлым воеводам Якутского уезда, а потом губернии периодически приходилось разбирать, кто прав, а кто виноват в судилищах, где один якут обвинял другого в "шаманской" порче, то есть в насылании порчи с помощью шамана. Правда, русские очень быстро переняли у якутов такой неординарный для современного человека способ мщения личным врагам. А в 1679 году одному из русских воевод, Андрею Барнешлеву, самому пришлось предстать перед судом по обвинению в найме шаманов для "насылания порчи": "...И шаман Няча у него, Андрейки, в горнице шаманил, а в их земле шаманы бесовским призывом и волшебством людей морят и портят". С приходом Советской власти у шаманов начались другие проблемы. С середины двадцатых годов в Якутии началась повальная охота на шаманов как злостных элементов, отравляющих сознание трудового народа. Правда, этот самый трудовой народ, которого так старательно спасали, тут же создал устные байки, шепотом передающиеся из дома в дом, о том, как шаманы мстили своим, мучителям внутри советских застенков, насылали на них болезни и несчастья.

Однажды, встречаясь с одной из известных в городе гадалок, женщиной лет пятидесяти, я обратила внимание на ее изуродованные пальцы. Как оказалось, она занималась гаданием на обычных картах с очень юных лет. Когда ей были 13, к ней уже приезжали люди из соседних деревень. Как и можно было ожидать, на нее донесли в НКВД. Ее забрали в наручниках прямо из школьной столовой. Сейчас уже достаточно хорошо известно, что такое пытки в НКВД. Здоровые мужчины избивали 13-летнюю девочку ногами, били головой об стену. Однако девочка оказалась не робкого десятка. Со всем присущим ей от природы артистизмом она осыпала своих мучителей страшными проклятиями предрекая близкую и позорную смерть. Родственникам удалось вызволить маленькую гадалку из заточения после того, как они отдали все свои сбережения и двух коров. Но самое интересное в том, что действительно один из тех, кто глумился над девочкой, через год замерз на улице во время запоя, другой умер от водянки. Перед смертью от болезни последнего разнесло так, что было страшно смотреть.

Люди в большинстве своем всегда побаивались шаманов, никто не желал селиться рядом с ними, включая близких родственников. В самом деле, трудно жить с соседом который в любой момент может наслать на тебя болезнь и несчастья.

Родственники рождение шамана в семье воспринимали как несчастье, ибо шаман, чтобы набрать силу, по поверьям, питается душами родственников. Все в семье один за другим погибают, пока в живых не останется один шаман. Один из сюжетов якутской сказки повествует о том, как семья убегает от младшего сына, черного шамана, который преследует свою семью, чтобы съесть.

В наши дни для того, чтобы подвергнуться нападкам со стороны окружающих, даже не обязательно быть действующим шаманом.
 

Вернуться назад

Нарыйана Хардырова
Якутск вечерний

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009