главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

18 апреля 2005


  Как шаманы к Петру I ездили, или Что нашли «Искатели» в Якутии

Корреспондент «МЯ» в составе съемочной группы программы «Искатели» (Первый канал ОРТ) побывал в Хангаласском улусе. Что привело к нам московских телевизионщиков, какие цели стояли перед ними— об этом ниже.

Справка «МЯ»
«Искатели» — еженедельная познавательно-приключенческая программа, посвященная всевозможным историческим версиям, загадкам и тайнам.

Чтобы найти истину и разгадать очередную тайну, «Искатели» исследуют как письменные источники, так и находки, обнаруженные непосредственно на месте исторических событий. Используя комбинированный подход - архивные исследования и раскопки «в полевых условиях», постоянные ведущие программы — доктор исторических наук Валерий Иванов-Таганский и исследователь Андрей И совместно проверяют исторические версии и гипотезы и подчас совершают любопытные открытия.

В поисках шаманов
Съемочная группа из 3 человек – ведущий, редактор-режиссер и оператор оказались людьми молодыми, бодрыми и энергичными. Загрузившись в «Газель», уже около 8 утра мы отправились в путешествие по Хангаласскому улусу. Как выяснилось позднее, маршрут поездки заранее никто не планировал, москвичам был вручен карт-бланш на съемки всех понравившихся мест. Их интересовали старинные кладбища, исторические постройки и все, что хоть как-то связано с шаманизмом. Андрей И втайне рассчитывал наткнуться по пути еще и на пещеры – давнюю его страсть, но, к сожалению, скажу забегая вперед, его расчеты не оправдались.

Первой остановкой на пути стало село Уулах-Аан. На мой взгляд, село ничем не выделялось – обычные, пустынные в воскресное утро улицы, бредущие по своим делам коровы, сгрудившиеся около забора лошади. Москвичи же сразу пришли в полный восторг.

Их восхищало все – и торчащие из-за изгородей хотоны, традиционно обмазанные коровьим навозом, и пьющие воду из луж якутские лошадки, заросшие за зиму густым, плотным мехом, и снующие туда - сюда невозмутимые деревенские собаки, далекие потомки сибирских лаек. Иева Пожарская, редактор программы, живо загрузила оператора работой. Параллельно был отправлен десант в поисках местных жителей – источников информации.

У съемочной группы сложилось впечатление, что в любой якутской деревне отыщется свой шаман, а то и не один. Оказалось, что Хангаласский улус является местом сосредоточения людей, продвинутых в паранормальных делах.

Первым объектом съемок стал мужчина средних лет по имени Никодим. По имевшейся информации, он учится шаманской премудрости у самого Кондакова (последнего, как он сам себя называет, «белого шамана») и лечит окрестный люд методами нетрадиционной медицины. К сожалению, полноценного «коннекта» не получилось.
Первоначально он вообще наотрез отказался общаться и скрылся в доме. Но москвичи – тертые калачи, тем более, что на Андрея И насела редактор программы, требующая конкретных результатов.

Решено было без штатива и подготовки, взяв камеру на плечо, вызвать Никодима на разговор и с ходу вытащить из него хоть какую-то информацию. У ведущего имелся при себе некий артефакт — косточка замысловатой формы, найденная в ходе предыдущих съемок. По версии создателей передачи, она имела отношение к шаманским обрядам. Решено было проверить это предположение.

Вторая попытка более-менее удалась. Не знаю, что уж там сказал Андрей, но Никодим заговорил, правда, ненадолго. Начинающий знахарь пригласил съемочную группу в июне, когда, окончив курс у Кондакова, он сможет продемонстрировать им свое умение. До той поры ему общаться с кем бы то ни было возбраняется. По поводу косточки мы не услышали ни твердого «да», ни твердого «нет». По мнению Никодима, подобный предмет мог использоваться шаманами, но с какой целью и как – осталось загадкой.
 
Удаганка Марфа Лиханова взяв ведущего за руку и смотря ему прямо в глаза, она по пульсу определила, чем и когда он болел, и вынесла свой диагноз – практически здоров, только беспокоит иногда желудок.
Бабушка - удаганка
Следующей стала встреча с Марфой Лихановой, жительницей села Немюгинцы. По словам нашего шофера, бабушке минуло сто лет, но она до сих пор занимается знахарством и вообще слывет удаганкой.
Что ж, ни мы, ни тем более москвичи не разочаровались встречей с ней. Бабушка Лиханова, несмотря на свои 104 года, оказалась на редкость свежей, мудрой и контактной женщиной. Увидев Андрея, она тут же заговорила, запела что-то на якутском языке. Быстро-быстро, нараспев произнося непонятные, по-моему, никому слова, она заворожила своим пением всех присутствующих в комнате.

Взяв ведущего за руку и смотря ему прямо в глаза, она по пульсу определила, чем и когда он болел, и вынесла свой диагноз – практически здоров, только беспокоит иногда желудок. «Искатель» был потрясен этой встречей. Потом уже, выйдя на улицу, он признался, что когда его запястья коснулась рука старушки, его словно пронзило током и покалывало так, как будто шел некий заряд.

Дима, оператор съемочной группы, пожаловался знахарке на плохо сросшуюся после перелома кость ноги, которая доставляла ему немало проблем. Бабушка Лиханова, произнеся несколько загадочных фраз, обвязала место перелома тряпицей, и, по свидетельству пациента, привычный дискомфорт тут же рассеялся, словно никогда и не было никакой травмы. Долго еще обсуждали возбужденные телевизионщики то, что произошло с ними в доме знахарки.

Как рассказали мне впоследствии знакомые, бабушке Лихановой приписывают многие таинственные и пугающие возможности. Поговаривают, что она умеет не только лечить, но и наказывать людей.
Хорошо, сказали мне потом, что ты держался от нее подальше, а то мало ли что…

По слухам, однажды, когда она жила вместе со своей дочерью в Горном улусе, к ней обратился хозяин, у которого накануне неизвестные похитили поросят. Было трое подозреваемых – на селе, как водится, все друг про друга знают, но доказательств их вины не было. Хозяин обратился к знахарке с тем, чтобы удостовериться в их причастности к воровству. Бабушка, завязав что-то в узелок, сказала положить его под дверью хотона, где случилось преступление. По ее словам, если виновные в ближайшее время не сознаются, их ждет расплата в будущем.

В этот же год один из подозреваемых в воровстве утонул, стирая рубашку на озере. Он просто кувыркнулся с подмостков в воду и уже не вынырнул, сразу захлебнувшись. Второй погиб год спустя, на рыбалке. Он утонул, запутавшись в собственных сетях. Третий, говорят, еще живой.

Шаманское дерево осмысливалось и как личное древо жизни каждого шамана, которое он “получал” от духов во время своего становления и благодаря которому мог попадать на небо и в подземный мир.
Шаманское дерево
Вскоре мы доехали до шаманского дерева.

Справка «МЯ»
По воззрениям якутов на особом дереве воспитываются души будущих шаманов. Вместе с тем шаманское дерево осмысливалось и как личное древо жизни каждого шамана, которое он “получал” от духов во время своего становления и благодаря которому мог попадать на небо и в подземный мир. С ним была тесно связана судьба и жизнь шамана – гибель дерева влекла за собой его смерть. Зримым воплощением невидимого шаманского дерева было реальное дерево, около которого совершались обряды и на которое вывешивались жертвы божествам и духам.

Гости из Москвы долго ходили вокруг него, как будто пытались разглядеть в причудливом сплетении стволов некие знаки, тайнопись истории шаманского культа. Что там говорить – место загадочное. Совсем недалеко от дороги, посреди лесной поляны возвышается, устремив вверх свои ветви-руки, словно застывший в момент камлания шаман, удивительное дерево, увешанное тряпочками – салама. Здесь всегда тихо и безмятежно, словно время застопорило свой бег.
Андрей И, поддавшись тайному очарованию этого места, тоже повязал свое салама, в жертву царствующим здесь духам и, наверное, в надежде, что они помогут ему отыскать следы якутских шаманов.

Якутские шаманы и завещание Петра I
Дальше наш путь лежал в Покровск, где предстояла встреча с Анатолием Добрянцевым, главой Хангаласского улуса. Получив «добро» на посещение Ленских Столбов и пообедав в придорожном кафе, мы спешно двинулись дальше. Хмурое небо над головой предвещало ранние сумерки, а следовательно, и скорое окончание съемочного дня.

Впереди лежала извилистая дорога, по которой быстро катила наша «Газель». По левую руку остался Мохсоголлох, внизу у реки промелькнул Верхний Бестях, затем Булгунняхтах.

Вскоре после Еланки внимание москвичей привлекла цепочка возвышающихся по правому берегу реки скал. Решено было снимать здесь – дальше ехать не имело смысла – из-за неважной ледяной дороги, мы рисковали доехать до Ленских Столбов в полутьме. Именно здесь я и узнал о том, каким образом возникла идея приехать на съемки в Якутию.

Существует легенда, согласно которой император, узнав о способностях якутских шаманов, повелел отправить их в Санкт-Петербург.

Эта история отправляет нас в эпоху Петра I, вернее, к окончанию этого периода «великих преобразований». Как известно, в последние годы своей жизни Петр I сильно болел. Существует легенда, согласно которой император, разочаровавшись в возможностях тогдашней медицины и узнав о способностях якутских шаманов, повелел отправить их в Санкт-Петербург с целью облегчения его страданий. Как известно из исторических документов, шаманы доехали до Петра слишком поздно – спустя четыре года после его смерти. С этой поездкой связано очень много загадок. Неизвестно – кто именно поехал, как они добирались, и главное – что стало с ними после визита в столицу…

Кроме того, якутские шаманы имеют косвенное отношение к тайне завещания Петра Великого. Как известно из истории, перед самой смертью император успел написать всего одну фразу: «Отдайте все…» Дальше рука дрогнула, и самодержец скончался. Осталось неясным – кого именно имел он в виду. Существует версия о первоначальном варианте завещания, который до сих пор не найден.

Недавно организованные подводные раскопки затонувшей торговой шхуны «Архангел Рафаил», на которой, как считают некоторые историки, и был отправлен первоначальный вариант, подарили исследователям весьма странные находки.

При подводных раскопках были найдены удивительные артефакты, происхождение которых говорит об их связи с шаманским культом. На это указывает, по мнению специалистов, один из найденных предметов – косточка лиса.
Именно эта загадочная косточка, в совокупности с другими поднятыми с затонувшего судна находками, и привела съемочную бригаду в Якутию.

Весенний день подходил к концу. Заканчивалось и время съемок. Под высокими скалами близ Еланки сидел на ленском прибрежном валуне здоровый русский мужик (Андрей И) и… играл на хомусе. Вибрирующий звук хомуса разносился далеко-далеко над ледяными полями замерзшей реки и отражался в нависающих над ней утесах…
 

Вернуться назад

Евгений Грибчатов
"Молодежь Якутии"

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009