главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

24 февраля 2005


  Дархан из Обусы

Анатолий Хамаганов стал первым серебряных дел мастером в Усть-Ордынском автономном округе и, согласно бурятским традициям, получил звание белого дархана, или белого кузнеца, который по иерархии стоит выше шамана.

В старину шаманы боялись дарханов и воздерживались даже разговаривать с ними. Сейчас шаманы обращаются к кузнецу с просьбой сделать обереги. Фото Сергея Игнатенко.

Кузнечное ремесло — божественный дар
Уроженец села Обуса Осинского района Анатолий Хамаганов с детства увлекался рисованием и резьбой по дереву. В разные годы он занимался то плетением из бересты, то таксидермией, то чеканкой и в конце концов остановился на ювелирном деле.
Мастер по серебру делает оригинальные бурятские ножи, огнива, трубки, украшения, обереги и различные атрибуты костюма шамана. Изделия Хамаганова хранятся в музеях Бурятии и Иркутской области, а также в личных коллекциях Сергея Миронова, Леонида Драчевского, Сергея Ястржембского, Иосифа Кобзона и других видных политических и культурных деятелей.
По бурятской легенде, девять сыновей и дочь небесного кузнеца Божинтоя спустились на Землю, чтобы научить бурят кузнечному ремеслу. Найдя железо на реке Оке, братья убили свою сестру, потому как опасались, что она выйдет замуж и передаст секреты ремесла чужому роду. Сестра превратилась в злого духа и начала мстить своим братьям. Чтобы ее задобрить, они стали приносить в жертву духу кобылиц белой масти.
С той поры все белые кузнецы считаются потомками богов, а само их ремесло — даром, данным людям богами-тенгриями.

Белый дархан Анатолий Хамаганов может не только ковать и чеканить всевозможные изделия. Он способен исцелять людей, помогать им в решениях каких-либо проблем, но в отличие от шамана делает он это несколько по-иному.
Дархан обращается к Онгону, духу кузнечного ремесла. Он надевает шапку, открывает заслонку печи и брызгает на огонь молоком или водкой.
Мастерская белого дархана всегда на замке. Зайти туда, где творятся божественные чудеса, позволяется не каждому. Например, женщина имеет право переступить порог мастерской только после критических дней.

Свои творения дархан не хранит дома, все изделия сразу расходятся. У него имеются лишь образцы: старинное огниво с древним бурятским орнаментом, рисунки орнаментов и знака Чингисхана.
Белый дархан должен работать лишь с серебром и красными кораллами, но Хамаганову часто заказывают и изделия из золота.
Анатолий Дагдымович работает с желтым металлом, но неохотно.
— Серебро снимает боль, исцеляет. Золото давит. Оно никогда не приносило людям добра, и когда я что-то делаю из этого металла, то возвращаю заказчику все остатки, вплоть до опилок, — говорит Хамаганов.

Шаманы теперь дарханов не боятся
По словам белого кузнеца, в старину шаманы боялись дарханов и воздерживались даже разговаривать с ними. Сейчас шаманы обращаются к кузнецу с просьбой сделать обереги.
Свои последние работы — зеркало шамана, оберег от злых духов с изображением Онгона и оберег — отпугиватель духов с колокольчиком — дархан сделал для молодой шаманки из Бохана. Материалом для работы Хамаганова снабжают ученые-этнографы из Будапешта — привозят ему серебро и кораллы.

Так как в Осинском районе проживают в основном буряты, зарубежные ученые часто приезжают туда, чтобы ознакомиться с легендами и бытом этого народа. Хамаганов часто рассказывает им все, что знает об истории бурят, традициях, различиях между западными и восточными бурятами, шаманизме. А этнографы в свою очередь помогают ему.
Свое ремесло Анатолий Дагдымович передал сыновьям. Они тоже станут белыми дарханами и продолжат дело первого белого кузнеца в Усть-Ордынском округе.
 

Вернуться назад

Юлия Улыбина
"СМ Номер один"