главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

14 января 2005


  Как уберечься от гнева богов

Задумывались ли вы когда-нибудь, что вольно или невольно можете навлечь на свою голову гнев богов? Нет? А зря. Потому что такой угрозе вы подвергаетесь ежечасно.

— Мы совсем перестали соблюдать обряды и традиции наших предков, отсюда множество бед, которые происходят в современном обществе, — говорит директор этно-экологического центра «Гарпанга» Юрий Слепцов, довольно долгое время занимавшийся возрождением и сохранением народных традиций. — Эти традиции должны знать все. На днях в издательстве ЯФ СО РАН должна выйти книга «Эвены Момского района» о традициях эвенского народа. Ее должны прочесть все. Этого мы и добиваемся.

Авторами книги являются директор Музея истории и культуры эвенов поселка Сасыр Розалия Дегтярева, ее муж — учитель Улахан-Чистайской средней школы Александр Дегтярев и Юрий Слепцов. Книга выйдет не в качестве монографии, а как научно-популярное издание.

— Такие книги нам сейчас невероятно нужны! — эмоционально говорит мой собеседник. — Ведь многие самые элементарные народные традиции, неукоснительно соблюдавшиеся веками, забывают. И если старики еще что-то выполняют, то молодые ведут себя как «Иваны, не помнящие родства».

— А есть какая-то разница между традициями разных северных народов или они похожи?

— Обычаи всех северных народов похожи. У них идентичны обычаи поклонения огню, бытовые обряды и пр. Скажем, женщина не должна дотрагиваться до мужских предметов охоты или рыболовства — удачи не будет.

— А как же женщины-охотницы или рыбачки?

— Ну, это ведь скорее исключение, чем правило. Бывает, что некому добывать пропитание. Тогда приходится это делать женщине. Или, например, беременным или только что родившим женщинам нельзя подходить к водоемам. Дух озера или реки может обидеться за подобное неуважение, и семью начнут преследовать несчастья.

— Почему?! Разве кормящая или будущая мать считается «нечистой»?

— Видимо, да. В озере может перестать водиться рыба, по крайней мере, будет ловиться плохо.

НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ, ИЗ КОТОРОГО ПЬЕШЬ

— Существуют целые традиции поклонения горным перевалам. Считается, что это переходы между мирами. На перевалах ни в коем случае нельзя ходить в туалет, громко кричать, ругаться или как-то еще осквернять эти места. Вообще, нужно стараться проехать этот участок дороги молча, не суетясь.

Многие относятся к подобным приметам с недоверием. А зря. Я сам слышал истории, что таких неверующих постигали неудачи в пути: или машина билась в дороге, или люди получали травмы в аварии.

Есть в Момском улусе село Хону, в котором я вырос. Мы с братом в детстве ходили к одной горе, дорога к которой проходила через священное дерево. Брат подобрал чужой окурок и докурил его. Так получилось, что он прожег одежду да еще и сам обжегся. Потом мы вспомнили, что нашли эту сигарету у священного дерева.

Недавно я был на реке Индигирке, там есть город Зашиверск. Вернее, был, это исчезнувший город. Пока мы были там, могли наблюдать, как местные рыбаки выбрасывали прямо в реку кости от съеденной рыбы. Делать это ни в коем случае нельзя. Ну зачем такое пренебрежение к реке, она ведь тебя кормит! Мы им так и говорили: «Зачем вы так делаете? Вас же хозяйка не отпустит подобру-поздорову». И правда ведь! После этого они до Хону больше недели добирались. А до этого села всего пять-шесть часов пути.

— Да вы что! Просто мистика!

— Да-да. А однажды я видел вестника смерти. Как-то осенью я охотился на зайца и стоял в засаде. Вдруг каким-то шестым чувством заставил себя обернуться. И вижу — вдалеке через поле не то зверь, не то человек идет. По силуэту вроде человек, а вместо лица чернота. Об этом рассказал дяде, который охотился, он сказал: «Пойдем следы посмотрим». И тут у нас как назло машина закапризничала, да еще темнеть начало. А уезжать надо было засветло — дорога тяжелая. Так мы и не посмотрели следы. Приехав домой, я сказал матери: «Умирает великий человек». Мать поругала меня за то, что я желаю ее смерти. Моя мать была дочерью шаманки и в роду у нее очень много шаманов. Потом мы узнали, что в этот день в разных местах умерли два молодых человека. А обычно, когда умирает какой-то сильный шаман, его «сопровождает» несколько других людей. Вот раньше была традиция хоронить вместе со слугами, сейчас ее нет. Поэтому сильные люди «уводят» с собой людей. Через некоторое время мать умерла.

Или, например, мой дядя, брат матери, очень долго умирал, все никак не мог покинуть этот мир. Как-то, сидя у огня, я сказал тете, что старик попутчиков ждет. Ночью перед смертью дяди в поселке произошел пожар и в огне погибли двое детей. Через 15 минут умер и дядя.


«НЕ НАКАРКАЙ!»

Предостережение, кстати, очень правильное. Волнуясь за ребенка и представляя всякие ужасы, родители невольно желают их исполнения. Перед поездкой куда-то нельзя много говорить. И нельзя собирать человека в дорогу с подобными словами: «Возьми запасную одежду, ты промокнешь». Как вы говорите, так и случится.

— Ну что мы все об ужасах всяких, расскажите о добрых приметах.

— Вода — это хороший символ. Очищения, освобождения. Чтобы очистить дом от астральной грязи, нужно жечь свечи, особенно в углах, пожечь в доме багульник. Перед тем как войти не только в свой, но и в чужой дом, отряхивайтесь. Для чего в доме половик — не только ведь обычную грязь собирать.

Традиции стараются соблюдать старики. А молодые их теряют. И если ритуальные обряды еще как-то соблюдаются, то свадебные с приходом христианских традиций совсем забыли. Совсем забыли традиции захоронения самоубийц. Самоубийц нужно хоронить лицом вниз, со связанными руками и ногами. Их не должны провожать как обычных покойников. Их именами не должны называться ни дети, ни внуки.

Тех, кто умирает не своей смертью, нужно вообще забыть. В газетах печатают некрологи, напоминают, а так делать нельзя. Поэтому у нас сейчас так много молодых самоубийц: «дьявол самоубийства» после очередной смерти, так как его не провожают, остается среди людей.

Мы перестали уважать старших, а это ведь тоже традиция. Старики — это «сгусток мудрости». Опровергая это знание, мы теряем эту мудрость. Точно так же, как, не зная своего языка, мы теряем свой этнический код.

В СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД ЗВОНИТЕ В КОЛОКОЛЬЧИКИ

По якутским поверьям, в ночь Рождества вся нечисть выходит на поверхность земли из воды (из прорубей). По большим спискам черти сверяют, кто должен был умереть в этот год, и проводят «зачистки». Поэтому с середины января по февраль обычно умирает очень много людей. Это закономерность, подмеченная мною в течение долгого времени. В это же время составляется новый список: кто должен покинуть этот мир в новом году. Старики всегда стараются не попасть в этот список. Гадания, шумные балаганы — все это для того, чтобы отпугнуть чертей. В сильные морозы черти блуждают меньше — холодно же и у них нет возможности составить большой список. Поэтому, когда стоят холода, это хорошо — народу умрет меньше. Звона нечисть тоже боится, поэтому хорошо, если дома звенят колокольчики. Лютуют злые духи вплоть до 19 января — Крещения.

Именно в эти январские дни особую достоверность имеют гадания. Пик гаданий — в ночь на 13 января. Мой дед, когда был маленьким, видел, как гадали со столом. Стол, по его словам, вертелся как живой, и если хозяева плохо смотрели, мог даже убежать через дверь!

— Как еще гадали раньше?

— В старину часто слушали жернова на мельнице. Мать моего друга гадала в молодости. Ночью, закутавшись в тулупы, они сидели возле проруби. Она услышала звук отъезжающих саней. Потом ей объяснили: ты уедешь из этого места навсегда и никогда не вернешься. Так и случилось, в Оймяконе (а дело было там) ей больше бывать не пришлось.

В общем, традиции, они и в Африке традиции. Если не будешь соблюдать, рискуешь разозлить духов, которые уже постараются навлечь на твою разнесчастную голову всевозможные напасти. Поэтому чтите традиции, слушайте стариков и читайте исторические книги.

------------------

Приметы северных народов
Эти приметы взяты из книги «Эвены Момского района» (обычаи и обряды), однако они характерны и для других северных народов.

- Женщинам запрещается переступать через охотничьи предметы: ружья, самострелы, черканы (капканы), лыжи, мауты (арканы), петли, сети. Считалось, что нарушение этих запретов влечет неудачу в охоте и рыбалке.

- Женщина не должна переходить реку, где находится «морда» (вид рыболовной снасти) или сеть.

- Женщина не должна переступать через спящего мужа, класть свою одежду поверх его одежды или обуви, проходить между мужем и очагом.

- Охотнику запрещается надевать на себя женскую одежду или в торбаза.

- Женщинам запрещается смотреть в глаза убитых оленей или переходить через их туши, кости и шкуры.

- Женщине нельзя разговаривать на тему охоты или проявлять интерес к охоте.

- Во время родов все женщины распускали волосы и развязывали узлы на всех мешках, чтобы ребенок не запутывался в утробе матери.

- Молодой чете нельзя пользоваться постелью из медвежьей шкуры — родится нервный ребенок.

- Идя на охоту, нельзя валить деревья поперек дороги — не будет удачной охоты.

- Если ворон летает высоко, значит, предстоит встреча со зверем.

- Упал охотничий нож лезвием вверх, значит, предстоит удачная охота.

- Легкое скольжение лыж — к пасмурному дню.

- Если лось ведет себя неспокойно, петляет зигзагами — быть снегу.

- Мышь забьет в унты мусор — быть богатым.

- Мышь разгрызет одежду — к смерти членов семьи.

- Убить медведя с полинявшей шерстью — к смерти охотника.

- Глухарь и тетерев не улетают от охотника — к крупной удаче в охоте.

- Если вам снятся страшные сны, положите под подушку нож или хотя бы ножницы. Тогда вас не побеспокоит ни одна нечисть.
 

Вернуться назад

Татьяна БРИЗ
«Якутск Вечерний»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009