главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

23 марта 2006


  Тайны гневного мыса

Мыс Рытый — самое таинственное и загадочное место на Байкале, его еще называют Гневным мысом. Это одно из древнейших шаманских сакральных мест. Здесь бурятские шаманы проводят свои обряды и совершают жертвоприношения духам. Сюда не смеет ступать женская нога, здесь существует множество запретов и для мужчин, и даже шаманам духи разрешают доходить только до места, где из голой скалы вырастает кедр. Нарушивших запреты ждет мгновенная расплата. Александр Бурмейстер вырос в этих мистических святых местах, где слышатся голоса, являются миражи, где возможны встречи с духами и душами давно умерших...

Встреча в пещере со старым шаманом
Александр Бурмейстер — человек в области известный. Прежде всего как Байкальский ледовый капитан. По образованию Александр — геолог, по увлечению — режиссер, оператор и сценарист, он снял восемь фильмов о Байкале. Александр родился и вырос на Байкале, его родители работали на метеостанции мыса Покойники (так окрестили эту местность казаки-первопроходцы). Ближайшим к Покойникам населенным пунктом был поселок Онгурены, а это 72 км южнее метеостанции. Мыс Рытый делил расстояние между домом и школой пополам.

Естественно, дети Бурмейстеров не могли каждый день ходить в школу более чем за 70 километров. Родители купили маленький домик в Онгуренах на задворках старой школы, и трое детей жили и учились самостоятельно. Всей семьей Бурмейстеры собирались только во время школьных каникул. Во время одного из таких походов домой маленький Саша Бурмейстер и столкнулся впервые с аномалиями Гневного мыса:

— В 20-х числах декабря нам пришла телеграмма от отца: "На Новый год приходите домой, я встречу вас на мысе Рытом". Мы собрались и пешком (младшая сестра Наталья тогда училась во втором классе, старшая Галина в четвертом, а я в шестом) пошли домой в Покойники, а это сорок километров зимнего пути. По дороге нас подвезла машина до Кочериково (около 15 км), остальной путь шли по снегу пешком.

Когда до мыса Рытого оставалось 7 километров и мы вышли на берег Байкала в районе мыса Онхолой, мы впервые столкнулись с таким известным сегодня явлением, как "байкальская оптическая линза" — когда кажется, что удаленные объекты находятся на расстоянии буквально вытянутой руки. Солнце уже садилось, когда мы увидели Рытинское зимовье и людей. Казалось, что они совсем рядом. На самом деле люди и зимовье находилось на расстоянии семи километров.

Быстро темнело. Мы начали забираться вверх и поднялись примерно на 600 метров. Резко подул холодный горный ветер, и началась жуткая пурга. Мы, маленькие дети, окончательно потеряли чуть заметную среди этих занесенных снегом скал звериную тропинку, которая и летом едва заметна. Место, до которого мы успели добраться, было очень отвесным, даже снег на нем не держался, камни сыпались из-под ног. Мы сели на свои рюкзачки и решили передохнуть. От усталости начали засыпать девчонки, а затем уснул и я. Мы и не подозревали, что сон может кончиться для нас смертью.

И тут Александру Бурмейстеру было видение, впечатление от которого живо до сих пор:

— У меня было ощущение, что темнота вдруг пропала. Вокруг меня был свет, а я был словно невесомый. Я мог свободно парить и вертеться в воздухе. Я начал подниматься над этим местом, где мы заблудились, и увидел тропу, которую мы потеряли, — она была совсем рядом, на пятьдесят метров выше. Увидел собаку Марту, которая шла с нами, она яростно лаяла на изюбря. Я гладил изюбря по рогам, а он меня не боялся. Сел на него верхом и как в сказке и поскакал над знакомыми распадками. Я видел Байкал с высоты полета птицы, видел дом и собственных родителей. Вдруг мой изюбрь повернул резко назад, и я очутился в распадке мыса Рытого, у входа в пещеру. Из нее вышел дед-шаман, которого я помню с детства, он угощал нас, ребятишек, шашлыком (куски печени барана и изюбря, чередующиеся с салом нерпы, нанизываются на круглую палку — шампур, который втыкается в землю одним концом. Шаманский шашлык готовится от жара углей костра). Этот белый старик шаман завел меня в пещеру. В пещере горел костер, посредине лежал плоский большой белый камень. Вокруг я видел только вытянутые тени, их было много. Я очутился посредине камня, меня резали, разрывали на куски, выворачивали кости, жгли, боль была дикая, я помню ее до сих пор.

Пастухи приняли детей за видения
Когда я очнулся и открыл глаза, то увидел не шамана, а своих сестер, которые усердно колошматили меня кулачками и ревели во весь голос.

— Кругом темно, мы думали, что ты умер! Что нам делать? — кричали они.

Тут я вспомнил Рытинское видение и уже точно знал, куда идти и где тропа. В абсолютной темноте мы, ребятишки, поднялись на 50 метров вверх и вышли в самом деле на тропу! Тогда это не казалось мне чудом. По тропинке впереди нас бежала собака. Ее следы вели нас по снегу, их можно было разглядеть даже в темноте. Наконец наши ноги стояли твердо, а не скользили. Впереди, примерно километрах в четырех, замерцал огонек, который придал нам силы.

В первом часу ночи брат и две сестры вышли к Рытинскому зимовью, где жили пастухи.

— Когда эти шесть здоровых мужиков увидели нас, трех замерзших детей на пороге зимовья в свете керосиновой лампы, то жутко испугались, забились в углы и достали ружья. Мы попросили разрешения переночевать, но когда пастухи услышали, что мы пришли из Онгурена, то снова дернулись в испуге. Возможно, они приняли нас за видения, ведь и взрослому человеку очень сложно пройти такой путь за день, а тут ребятишки. Мы положили девчонок спать, а я вышел на улицу покормить собаку. Но сколько я ни звал Марту, она не прибегала. Лай ее доносился из-за скалы, где мы недавно чуть не погибли. "Что за собака шла впереди и вела нас?" — спрашивал я себя и с этими мыслями обошел вокруг зимовья. Окна в той стороне, откуда мы пришли, тоже не было. Но ведь мы шли несколько часов на мерцающий огонь, который видели все втроем! На следующий день мы встретились с отцом. Расталкивая лодкой льдины, он нашел нас, и Новый год мы встречали у себя дома, в "Покойниках", с огромными волдырями на ногах.

Стена и фундаменты домов высоко над Байкалом
В следующий раз Александр Бурмейстер столкнулся со странностями мыса опять же в декабре, но уже 1977 года. Ему тогда было 16 лет. Тогда семья Бурмейстеров из-за льда не смогла проехать до школы на лодке, и Александру пришлось одному идти в Онгурен по береговой звериной тропе.

— Во время очередного порыва горного ледяного ветра я укрылся за каменным выступом. Когда ветер стих, я увидел что-то типа стены. Высотой она была метра полтора, сложена из камней, разных по породе. Камни собирали и складывали из них стену древние люди. Длинная стена высоко над Байкалом — что может быть удивительней? Я стоял на краю стены и смотрел вниз, на реку Риту. Вдруг на степной поверхности мыса я увидел ровные, длинные белые полосы, которые шли параллельно друг другу и врезались в берег реки. Мой дед по профессии городской архитектор, и я видел у него планы улиц и разные эскизы. Мне мгновенно пришло на ум сравнение, что белые полосы — это фундаменты домов, а белые они потому, что снег набило ветром за неровностями рельефа. Я спустился к зимовью и стал расспрашивать о стене и белых полосах пастухов. Но они были удивлены и сказали, что никогда не видели ни этой стены, ни белых длинных полос.

Шаман провел на Рытом ритуал жертвоприношения
Прошло 25 лет. Все это время Александр Бурмейстер помнил о стене и фундаменте загадочного поселения, которое никто не видел. Впервые в это сакральное место Бурмейстер привез писателя Сергея Волкова, это было в 2002 году.

— Сергея с другом мы высадили с северной стороны мыса Рытого и забрали оттуда через сутки. Оба были живы, но не могли говорить. Когда пришли в себя, Сергей рассказал об ужасах, которые ему пришлось пережить за эти сутки: друзей атаковали щитомордники (ядовитые гадюки) и осы размером с грецкий орех. Об этих аномалиях Сергей Волков написал статью, которая вышла в одном из российских журналов.

В 2005 году Александр Бурмейстер организовал совместно с Байкало-Ленским заповедником экспедицию на мыс Рытый, в которую вошли журналисты, фотографы, этнографы и востоковеды. Потомственный шаман Валентин Хагдаев взял на себя самую тяжелую ношу — просить духов местности пустить экспедицию к загадочной стене.

— Валентин провел на Рытом ритуал жертвоприношения. Духам местности Ухэр был принесен в жертву баран. Шаман зажег два ритуальных костра и начал молитву. В это время из пади мыса Рытого вышло низкое темное облако и на нас хлынул ливень. Дождь кончился вместе с молитвой. "Духи дали разрешение идти", — сказал шаман.

Во время этой экспедиции удалось померить и сфотографировать стену. Местами она достигает полутора метров. Длина ее составляет 333 метра. Для чего была построена эта стена, предстоит выяснить следующим экспедициям, пока это остается загадкой. В каменной кладке стены были обнаружены кусочки керамики с орнаментом, по виду они напоминают остатки сосудов и чаш. Вогнутые части керамики обожжены изнутри. Для определения возраста они были переданы археологам Российской академии наук.

Ведь мыс Рытый — это древнее сакральное место, хранящее еще много тайн, разгадывать которые суждено не одному поколению людей.
 

Вернуться назад

Алена Богатых-Корк
"Номер один"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009