главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

1 декабря 2006


  На Байкале жили рогатые люди

Беломраморный утёс Саган-Заба, расположенный в пяти километрах от Крестовского мыса, выделяется среди серых скал побережья Байкала. Здесь находится большое количество древних наскальных рисунков, известных во всём мире. На них изображены люди с рогами!

Интерпретаций изображений существует множество: от рогатого чёрта с хвостом до инопланетянина в скафандре с антеннами. Но до сих пор никто точно не знает, кто они — рогатые люди. У иркутского путешественника Сергея Волкова есть свои версии.

Коронованные шаманы…
— Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения танцующих шаманов, косвенно на это указывают фигуры, увенчанные рогами, с поднятыми вверх руками, на локтях одежды можно рассмотреть подвески в форме кругов, — говорит путешественник. — Подобные, правда, ветвистые рога на головных уборах шаманов и металлические круглые подвески на костюме известны по сохранившимся шаманским костюмам XVII века. Были ли подобные локтевые металлические украшения 2500 лет назад (специалисты относят петроглифы к новокаменному и бронзовому векам, то есть конец II тыс. до н.э.) — большой вопрос.

…или сибирские викинги
Головной убор шамана — в виде металлической короны (по-бурятски — майхабши) с изображением оленьих рогов — широко бытовал у многих народов Сибири. Корона состояла из железного обруча с прикреплёнными на нём накрест двумя полуобручами, образующими купол. На вершине их перекрестия была прикреплена пластина с двумя концами, загнутыми в виде оленьих рогов. Обладатели короны считались шаманами пятой степени. (У сибирских шаманов девять степеней посвящения. Чем выше звание, тем более сложные обряды он совершает. Например, шаман первой степени может только брызгать чаем или молоком. Шаман пятой степени владеет бубном, принял присягу у священного места, делает жертвоприношения всем известным ему духам и способен погружаться в транс. Восьмая степень посвящения означает глубокое знание и владение шаманской наукой, право посвящать других, десятки атрибутов и способность вызывать непогоду. Шаманы самого высшего сана умели левитировать и перемещаться из одного мира в другой. — Ред.).

Рисунок группы танцующих шаманов — единственный известный рисунок в Сибири, где в одном месте изображён целый отряд шаманов численностью свыше 17 человек. Очень трудно поверить, что такое количество шаманов пятой степени могло вообще быть в одной местности. Известно, что шаманы враждовали за первенство и власть; весьма сомнительно, что шаманов с шаманскими коронами могло собраться такое количество, а вот рогатых воинов — вполне возможно. Тем более, что рога на шлемах у многих народов символизировали могущество и власть, у других народов — мудрость. Известно, что в период с IV по VI века н.э. в Европе обязательным атрибутом воинских шлемов были рога. Легенды и предания о рогатых людях — таврах и рогатых властелинах были распространены в средние века в Скандинавии, Германии и Британии. Норманны, тевтонские и британские рыцари долго украшали свои шлемы рогами как символом избранности и расположения богов. В мифах Древнего Китая говорится о «Сынах неба» — рогатых божествах. Китайский прародитель человечества — легендарный Фуси и египетская богиня плодородия — Изида всегда изображались с рогами.

Рогатые фигуры на Байкале изображены в боевой позе, на полусогнутых коленях, как перед схваткой, с оружием или дубинкой наперевес, возможно, это шаманская трость — «сорби», палка с изображением конской головы, на которую шаман навешивает колокольчики и всякие железки. У всех фигур подчёркнуто широкие приподнятые плечи, мощный треугольной формы торс, узкая талия. Надо заметить, что на самом деле костюм шамана представляет собой свободно свисающий плащ, напоминающий балахон. На некоторых из фигур можно увидеть также наискосок туловища широкие пояса, перекинутые через левое плечо, такие пояса на фигурах древних людей могли быть от боевых колчанов для лука и стрел, обычно носимых за спиной, так чтобы правой рукой можно было легко достать стрелу из колчана. Ремень изображён на фигуре точно так же, как на известном всем герое из фильма «Царь скорпионов». в костюмах шамана нет подобного ремня, который был бы надет наискосок да ещё поверх костюма.

На мой взгляд, логичнее признать в изображении простых воинов в шлемах с типичными прямыми рогами, как у викингов, а не танцующих шаманов.

Между прочим: Над утёсом Саган-Забы вверху в пади имеется грандиозная карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания о ней и описания можно отыскать в книгах 20-х гг. XX века.
 

Вернуться назад

АИФ в Восточной Сибири

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024