главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

11 мая 2006


  Легенды Байтогского улуса

В один из летних дней 2003 года в байтогском Доме культуры (Эхирит-Булагатский район Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) проходило странное мероприятие: старейшины села пытались убедить приезжего майора, руководителя группы дельтапланеристов, в том, что со священной горы Байтог нельзя совершать полеты. Хозяин горы (эжин) будет разгневан и пошлет засуху. Местные мальчишки-мотоциклисты и без того уже нашкодили, катаясь по священным местам. Результат этого — хилые сенокосы. У соседей трава в рост идет, а в Байтоге жухнет и жухнет. "Пожалейте вы нас, — просили старцы, — и себя тоже. Неуважение к святому до добра не доведет".

Присланный святыми
Среди тех, кто в этот день апеллировал к сознанию майора, находился и местный шаман Георгий Васильевич Басхаев, уроженец Байтога, ведущий свой род от Баргу-Баатора, жившего за тысячу лет до Чингисхана. Большую часть своей жизни Басхаев провел вне родных пенатов. Имея два высших образования, много лет преподавал физику в школе, но под старость вдруг почувствовал непреодолимую тягу к родным местам. Однажды ему приснился сон, будто он попал в царство мертвых: "Я никого не узнаю, ни с кем не разговариваю, но чувствую, что от меня что-то требуется. Потом явились святые и приказали мне ехать на родину". На языке шамана это называется "святые гоняли".

16 лет назад Басхаев вернулся в Байтог и стал помаленьку шаманить. Посвященным он не был, но, посетив великого шамана, услышал то, что давно знал о себе: "Ты родился шаманом". Александр Дашинович Алтаев, двоюродный брат Басхаева, рассказывает такую историю: "В нынешнем году перед родительским днем на нашем кладбище случился пожар. Я пошел за водой и вижу — горит, бросил все и побежал к брату. Он достал водку, что-то пошептал, брызнул, и — вот чудо! — огонь на кладбище тут же затух".

За те годы, что Басхаев странствовал, в Байтоге многое изменилось. На священной горе Байтог побывали вандалы, они разрушили древние Курыканские писаницы, на другой священной горе — Утааха-хада — исчезла реликтовая лиственница, в дупле которой, согласно преданию, был запечатан прах стариков-шаманов, научивших основателя Байтога Буру проводить тайлаганы. Уезжал — лиственница была, приехал — нет ее. Слава богам, не забыты предания и легенды — записываются, передаются из уст в уста.

Легенда о Хадалае
Легенда о Хадалае — одна из самых известных в племени эхиритов. Хадалай, сын Хоргохона, был силен и меток. Один раз на охоте на него напал эвенк, желавший отобрать добычу. Эвенк спрятался за большой лиственницей и выстрелил в Хадалая. Стрела попала в луку седла и отскочила. Не ожидавший нападения Хадалай сошел с лошади и стал осматриваться. Заметив эвенка, он вытащил свою лучшую стрелу, выстрелил в лиственницу. Та прошила дерево насквозь и ранила противника в руку. Вторая стрела угодила эвенку в грудь, сразив того насмерть. Равных Хадалаю не было не только в бою, но и в мирных состязаниях. За победу в стрельбе соплеменники устроили чествование Хадалая. Подняли на руки и по солнцу обнесли вокруг табора охотников, хвалили, пели в честь него песни. В борьбе Хадалай победил 20 человек, используя свой знаменитый прием тахим сохихо. За это ему дали звание силача — бухэ. Отличился и на скачках — первой к финишу пришла его лысая каурка...

Основатель Байтога
Приехав в Байтог, Георгий Басхаев первым делом посетил свою родовую барсу — Баруум бурши Барса, расположенную при въезде в село со стороны Гахан. По одной из легенд, именно на этом месте произошла встреча основателя села Бура с шаманами. Бура был одним из семи сыновей богатыря Хадалая, имел много земель от Качуга до Эхирита и был умелым охотником. В поиске новых земель однажды он оказался неподалеку от горы Байтог (богатая гора) и был очарован красотами местной природы.

М.Хантаева в 1990 году так записала это предание со слов старейшин: "Кругом горы, просторная долина, посередине течет речка Куда. Солнце закатывается. Бура вмиг выстрелил в изюбря, зажарил на вертелах, наелся, лег спать. Наступило утро. Бура любуется природой, наслаждаясь утренним воздухом. Вдруг на горе Усоохэй видит клубы дыма. Бура удивляется: кто мог ночью приехать и занять его земли? Седлает коня, берет лук и скачет по направлению к незваным гостям. Подъехал к войлочной юрте и стал кричать: "Как вы смеете без моего ведома жить на моей земле?" На крик вышли седовласые старик и старуха, стали просить и умолять, чтобы богатырь их не трогал, что им жить осталось недолго и приехали они из далека, спасаясь от преследований лам. Бура немного смягчился, понял, что перед ним шаманы и попросил совета о ниспослании детей, поскольку имел только одного сына. Старики посоветовали ему провести тайлаган (жертвоприношение) хозяину горы Байтог, что Бура и сделал. Вскоре один за другим у него начали рождаться сыновья — всего восемь человек".

Так гора Байтог стала священным местом для многих потомков Эхиритов. Тайлаганы стали совершаться каждый год. Иногда в жертву приносилось до 90 лошадей и бесчисленное множество баранов, а поклониться местной святыни приезжали сотни людей из самых дальних мест — отовсюду, где ныне живут потомки Буры. От старшего его сына, Абхая, произошел Абхайский улус. Часть его потомком живут в Байтоге и Гаханах. Потомки второго сына Буры, Алага, поселились по соседству. Третьего сына Буры звали Ахайдаем, его наследники осели в Харанутском улусе, в верховье реки Куды. Потомки Хингаета, четвертого сына Буры, — в Хутском улусе, пятого, Хантая — в Обхойском улусе, недалеко от Байкала. Шестого сына Буры звали Минганом, и его дети поселились в улусе Минган Байтогский. Это поселение славилось богатыми скотоводами и мудрыми сказителями. От седьмого сына Буры, Гала, произошла часть Байтогского улуса, север которого заселили потомки Тиймэра, восьмого сына Буры.

Булюуевский род
В состав нынешнего Байтога входит и бывший улус Булюуй. Назван он так по имени предполагаемого сына Хадалая — более достоверными считаются версии о другом отцовстве. У самого Булюуйя было два сына — Хуриган и Ярбанхай. Последний прославился тем, что ездил с жалобой на притеснения воевод и атаманов к самому Петру Великому. Царь выслушал Ярбанхая и дал ему указ о неприкосновенности, серебряный кортик и каменную печать. На обратном пути — в Тобольске — Ярбанхай умер. Звание свое, царский указ и кортик он завещал брату Хуригану. Администрация города выслала специального курьера, который разыскал Хуригана и передал тому завещанное. По одной из легенд, указ и кортик у Хуригана обманом выманил сосед, благодаря этому его потомки стали родовыми начальниками. По другой — указ оказался у Тураахая, сына Хуригана, который якобы успел снять копию с подлинника, и его дети тоже встали во главе родов. Начальниками рода могли стать только дети нойенов и людей, отмеченных царской милостью.

Так среди бурят зарождались своеобразные династии по должностям — родовых шуменег, зайсанов, засулов и тайшей.

Хабсаргей и коновязь
Окрестности Байтога изобилуют барисанами, где всяк проезжающий должен воздать должное хозяину места. Одно из них — Хабсаргей. По соседству раскинулось поле, за ним река, еще дальше — горы. Людмила Георгиевна Хансахаева, директор местного музея и учитель, вспоминает, как ее отец Егор Анхеевич Маланов, местный шаман, возил сюда на заклание баранов. Жертвоприношения совершались по разным причинам — будь то засуха, рождение ребенка или простое желание молившихся быть удачливыми в делах. Барса "коновязь" перед Байтогом носит имя великого шамана Айхая, обладавшего особой силой и умевшего, говорят, излечивать страшные недуги и вызывать дождь или молнии (Георгий Васильевич Басхаев утверждает, что подобное может сделать любой серьезный шаман). Сила шамана в той или иной степени передается его потомкам. В Байтоге сейчас живет сын Айхая — Архип. Отцовским делом не занимается, но, если кто-то его обидит, немедленно следует наказание. Из дома у Архипа однажды украли флягу. Тех, кто это сделал, Архип ругал, и вскоре его обидчики покинули село.
 

Вернуться назад

Сергей Маслаков
"Окружная правда"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024