главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

6 марта 2006


  Иркутские школьники получили покровительство бурятского шамана

Иркутские школьники приняли участие в шаманском обряде обращения к предкам бурят и духам дороги. У каждого из школьников теперь есть монетка-талисман, освященная во время обряда, которая будет охранять хозяина от враждебных сил. Дети попробовали себя в национальной бурятской борьбе, водили ёхор и отведали традиционную кухню бурят.

4 марта в рамках Зимниады-2006 состоялся однодневный тур «Сибирь. Культура и традиции. Бурятский национальный праздник в поселке Усть-Ордынский», организованный компанией «Гранд Байкал». Участие в туре приняли 30 лучших учеников 7-8 классов иркутской гимназии №25 и средней школы №80.

По дороге в Усть-Ордынский Бурятский автономный округ участники сделали остановку на одном из священных жертвенников бурят - «обо». По древнему обычаю, все взялись за руки и обошли ритуальное место по ходу солнца три раза. При этом каждый должен был мысленно назвать духам свое имя, попросить доброй дороги. В дар богам были оставлены монетки и конфеты. В поселке Усть-Ордынский тур начался с посещения Государственного национального музея автономного округа. Директор музея Людмила Шадаева рассказала, что на территории округа сегодня проживает 86 национальностей, среди которых – русские, украинцы, белорусы, поляки, немцы. Но титульной народностью Усть-Орды являются буряты. В музее собрана уникальная коллекция культуры предбайкальских западных бурят. Участникам экскурсии показали древнюю юрту – такую, как ее изготовляли предки бурят. Жилище покрывалось шкурами, укреплялось мхом или дерном, остов из жердей скреплялся наверху черепом животного с рогами. Рога служили тотемной защитой от злых сил. На территории музея существует комплекс под открытым небом «Бурятская крестьянская усадьба XIX - начала XX вв..», среди его строений – настоящая бурятская юрта. Размер традиционного жилища бурят зависел от количества членов семьи. Жерди или бревна вытачивались пятигранными. Считалось, что это помогает женскому плодородию. Сами юрты делались округлыми – шести, восьмиугольными, реже – четырехугольными. «Буряты не любят острых углов», - пояснила Людмила Шадаева. Интересно, что при разработке проектов жилищ, которые могли бы стоять в будущем на поверхности Луны, оптимальной была признана конструкция юрты. Она устойчива к землетрясениям, легко разбирается. Внутреннее помещение юрты всегда было разделено на две половины: западная, более теплая часть, была отдана мужчинам, восточная – женщинам. Женщинам, особенно девушкам, не разрешалось заходить на мужскую половину. В центре юрты всегда горел очаг. Даже во время кочевий очаг держали тлеющим. Если огонь погас, это означало скорую болезнь. Разводить огонь можно было только чистыми руками, не допускалось бросать в пламя мусор.

Участникам экскурсии показали лук и стрелы, которые имел каждый бурятский охотник. Лук изготавливался из дерева, делались вставки из костей изюбря, крепившиеся на клей с добавлением желчи осетра. Буряты использовали необычные стрелы, которые издавали шум и свист при полете. Такую «психологическую» атаку охотники использовали, чтобы выгнать зверя в доступную зону, где и поражали его уже обычными стрелами.

После посещения музея для всех участников экскурсии был проведен обряд обращения к предкам места и дорожным духам. Участник Государственного национального ансамбля песни и танца «Степные напевы» Анатолий Таршинаев имеет вторую степень посвящения в шаманы. Всего степеней – девять.
Шаманы первой и второй степеней имеют право на подношения молоком, чаем и тарасуном, могут обращаться к духам места и предков.
С третьей степени разрешаются жертвоприношения животных.
Восьмой и девятой степеней достигают немногие. Считается, что такие шаманы могут левитировать и влиять на погоду.
Свой бубен шаман не доверяет никому, его всегда нужно держать в вертикальном положении, чтобы духи не покинули священный предмет.

Анатолий Таршинаев провел очищение огня, места, жертвенной пищи и участников обряда. Он попросил всех загадать желания, после чего сам шаман и двое экскурсантов попытались вознести дары духам (подбросить вверх над костром ритуальную чашечку с чаем). Трижды духи не принимали дар – ритуальная чашечка падала на землю дном вверх. На четвертый раз подношение было принято. А это значит, что дорога будет легкой, и все загаданное исполнится.

Участники ансамбля «Степные напевы» исполнили для детей традиционные песни, которыми буряты приветствуют самых дорогих гостей. Мальчишки попробовали свои силы в бурятской национальной борьбе. Завершился праздник национальным хороводом – ёхором. Последняя часть экскурсии – обед из блюд национальной кухни. Школьники попробовали саламат – блюдо из жирной сметаны и муки, и настоящие бурятские позы.

Вернуться назад

Информационное агентство "Байкал-инфо"

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009