главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

13 марта 2006


  Музыка бурятских степей или как оживают забытые традиции

Музыку Виктора Жалсанова я впервые услышал в столичном Доме народов на праздничной конференции, посвященной Дню Байкала. Признаюсь, я был восхищен, несмотря на то, что достаточно плотно знаком с Тувинской и Бурятской этнической музыкой, а также с культурой и традициями этих регионов.

Музыку Виктора Жалсанова я впервые услышал в столичном Доме народов на праздничной конференции, посвященной Дню Байкала. Признаюсь, я был восхищен, несмотря на то, что достаточно плотно знаком с Тувинской и Бурятской этнической музыкой, а также с культурой и традициями этих регионов. Я знаю одного шамана, у которого уже на год вперед расписаны обряды. Одна из первых клятв, которую, насколько я знаю, дает шаман: если мало дадут - не обижайся, если много дадут - не возгордись, если тебя позовет к себе бедняк и богач, сначала иди к бедняку.

Сложно сказать, что меня привлекло в музыке Виктора, то ли непривычные для слуха звуки, пришедшие, словно из ожившей на миг степи, то ли исполнительский талант музыканта. А, скорее всего, искренность и честность Виктора, те качества, которые отличают подлинного творца от тиражируемых, одноликих поп-звезд. В тот момент, я уже решил, что обязательно возьму у него интервью.

Наше знакомство состоялось достаточно необычно. Случайно встретив Виктора в метро, я проявил назойливость и через некоторое время он оказался в нашей редакции.

- Виктор, я сразу задам вопрос, который давно меня интересует, легко ли научиться горловому пению?

Существуют разные стили горлового пения. При желании их легко освоить, в этом нет никакой мистики. Объяснить способ извлечения звука сложно, человек сам должен почувствовать это на слух, постоянно слушая подобную музыку. Очень важную роль здесь играет подражание звукам природы: реву медведя, быка, мычанию теленка, свисту в горах и так далее.
Начав учиться горловому пению, уже в Москве я узнал, что мой прадед был ламой-унзад (запевалой) в дацане (буддийском монастыре-университете). Это очень высокий духовный сан.

- А есть ли разница, между ритуальным горловым пением и музыкой степи?

Ламы поют низким гортанным голосом. Считается, что в обрядах, когда монахи вызывают хранителей учения, подобный звук помогает духам спускаться к людям.
Обывателям подобные обряды кажутся чем-то странным, зловещим и потусторонним. У многих людей существует стереотип по отношению к буддизму. Несмотря на то, что это традиционная религия в России…
Это происходит от обычного незнания значения и символики обряда. Я не люблю спорить, переубеждать, если человек захочет он сам все поймет.

- Жизнь в Москве как-то отразилась на тебе, как на человеке и музыканте?

Я себя не считаю большим музыкантом. Музыкой я занимаюсь для себя. Поездка в Москву дает очень многое. Когда живешь дома, то происходит как в поговорке «лицом к лицу лица не видно». Не чувствуешь самоидентификации.

Годы советской власти сделали свое дело, многие буряты забывают свой язык, национальную культуру. Хотя еще встречаются интересные люди. В одной отдаленной бурятской деревушке живет настоящий 95-летний улигешин (обычно – это слепые исполнители, которые по памяти исполняли эпосы). В 14 лет он ослеп, пробовал безуспешно лечиться. Он слышал еще тех, прежних стариков, носителей слова и перенял у них культуру песни. Вот с ним я очень хотел бы увидеться.
В Москве я выступаю в клубах, что полезно для саморазвития. Кроме того, здесь я познакомился с очень хорошими людьми. Один из них - буддийский лама, работающий в медицинском центре остеопатом. Сильный, знающий человек, у него есть чему научиться. Как известно все имеет свою причину, он эту причину видит, безошибочно ставит диагноз и самое главное помогает людям излечиться от многих болезней.

- Легко ли быть буддистом в городе, где нет буддийского храма?

Я всегда могу получить помощь в проведении необходимых обрядов от своего одногруппника-шамана и лам, работающих в Москве. Никто мне не мешает вспомнить хозяев и богов родной земли и в том числе хозяев Москвы в любом месте и в любое время. В столице тоже есть хозяин – Георгий Победоносец.

Я совершенно спокойно захожу в церковь, как в духовное место и ставлю свечку за здравие всех живых существ и в том числе москвичей. Хорошо! Ведь Бог един, как говорят наши ламы. Более того, здесь тоже когда-то были и молились мои предки. Также и в Бурятии православным никто не мешает приходить и в церковь, и к ламам.

- Что касается шаманов, действительно сейчас в Бурятии есть шаманы, которые владеют силой и работают не ради одних только денег?

Я знаю одного шамана, у которого уже на год вперед расписаны обряды. Одна из первых клятв, которую, насколько я знаю, дает шаман: если мало дадут - не обижайся, если много дадут - не возгордись, если тебя позовет к себе бедняк и богач, сначала иди к бедняку.

- А как в Бурятии становятся шаманами?

В каждом роду должен быть шаман, который смотрит за родом, совершает духовные обряды. В советское время шаманов истребили, но сейчас шаманская традиция возрождается, также как и буддизм. Будущий шаман по-разному приходит к своему призванию. Духи просыпаются и дают знать человеку, что он должен следовать своему предназначению.

Бывает, что шаман с детства видит духов. Тогда ему делают обряд защиты, закрывают от духов до 23 лет, чтобы человек окреп, а уже потом избранный становится полноценным шаманом.

- Что происходит, когда шаман обращается к духам?

С точки зрения обычного человека – удивительные вещи. Шаман может начать говорить на древнем языке, пророчествовать, он становится неимоверно сильным и так далее. Например, один из наших старых шаманов предсказывал, что на смену человечеству придет другая цивилизация. Эти существа будут ростом с локоть, а лошади станут размером с зайца. Они будут способны говорить, прямо после рождения: «Мама, я родился». А случится это, когда «железные птицы полетят, железные рыбы поплывут, железные змеи поползут». То есть, наверное, скоро совсем. Многие с этим пророчеством связывают возрождение духовности.

- Как в Бурятии шаманизм соседствует с буддизмом?

Они друг другу не противоречат, главное, чтобы оба учения помогали человеку. На мой взгляд, сейчас все происходит гармонично, люди могут получать поддержку, как от буддийского ламы, так и от шамана. Ведь буддизм – великое учение, а шаманизм у нас в крови. Главное, чтобы шаман не оказался шарлатаном.

- А как ты освоил музыкальные инструменты, на которых играешь?

Я научился на них играть во время учебы в академии. Я играл музыку во многих студенческих спектаклях и исполнял горловое пение. Затем, благодаря своим преподавателям попал в два американских проекта театра Lа MаMа, где играл роли сказителя-улигешина и тотемного зверя – волка.

После этого мы попали на индейский фестиваль сказителей в Канаду. Что интересно, там действительно были одни только индейцы, а из иностранцев только наша труппа.
Всем известно, что индейцев истребили во времена колонизации Америки. Их народ очень много потерял. Когда мы исполняли свои старинные песни, они буквально плакали, называя нас своими братьями. Действительно, наши народы очень близки. У нас очень похожи шаманские обряды, костюмы, песни.
И опять же, когда я пришел на пресс-конференцию моментально выхватил взглядом пять индейцев с похожей на мою прическу. Они чуть не полезли обниматься со словами «наши братья из Сибири».

Но все-таки некоторые обряды индейцы не показывают и проводят их подальше от чужих глаз. В данный момент индейцы получают хорошую государственную поддержку и все-таки стараются искать свои корни, даже приезжают к нам в Бурятию, общаться с шаманами.

- Кстати, что означает твоя действительно необычная прическа?

Так брили голову кочевники в старину. Некоторые считают, что я стригусь подобным образом или для имиджа, или потому что я кришнаит (смеется). На самом деле это дань традиции. Я не руководствуюсь в своей жизни внешними проявлениями. Мне просто так удобно.
 

Вернуться назад

"Интендантский сад"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024