главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

23 января 2006


  Паломничество на Торум-Яган

Шаман Василий на первый взгляд ничем не отличался от других ханты. Старенькая синяя малица, поношенные кисы, взлохмаченные капюшоном волосы, только хромота, признак «избранности духами», говорила о его необычности.

Шаман Василий на первый взгляд ничем не отличался от других ханты. Старенькая синяя малица, поношенные кисы, взлохмаченные капюшоном волосы, только хромота, признак «избранности духами», говорила о его необычности.

Паломники
«С утра будь пораньше готова, надо всех вовремя собрать, а то бывает, что ханты приезжает из лесу и начинает «отдыхать» так, что обо всем забывает. Что тут поделаешь» - вздохнул Василий. Увы, он оказался прав, утром из десяти человек к вертолетной площадке пришла половина, жертвенный олень тоже «не дошел». Став свидетелем таких сборов, я поразилась тому, что даже женщины начинают утро с рюмки водки. «Ты не думай, в лесу ханты совсем не пьют, некогда. Только когда в деревню приезжают к родственникам, но тут уже не удержишь».

На вертолетной площадке собрались мужчины разного возраста в разноцветных малицах с небольшими спортивными сумками или рюкзаками. Один при мне переложил вещи в сумке поудобнее, там оказались только буханки хлеба и бутылки водки.

Пролетели…
Вертолета нет. Шаман и еще двое ушли звонить. Через полчаса вернулся шаман и сказал, что нефтяники не дали вертолет в праздники, пришлют только после десятого января, когда особая надобность в нем уже отпадет. Ханты обиделись, возмущенно заговорили о том, что вертолет заказывали еще в ноябре, и нефтяники могли бы с уважением отнестись к их религиозным обычаям. А я расстроилась еще больше, побывать с шаманом в святых местах, такой шанс выпадает редко. «Не переживай, женщин в священный лабаз все равно не пускают, на духов смотреть им запрещено. Я тебе и так расскажу и покажу, что можно» - успокоил меня шаман.

Медведь, брат мой
В качестве утешения, шаман повел меня в местный музей, брата показать. «Я ведь из рода медведя и Он мой ближайший родич». Там Василий подошел к чучелу косолапого и я сделала пару удивительных снимков. «То, что Дарвин говорил о происхождении человека от обезьяны, сказка, - говорит шаман. – У нас есть своя сказка о происхождении от медведя». У «лесного народа» родители обидели маленькую девочку, она убежала от них и превратилась в ягоду, бруснику. Ягода поспела и её съела медведица. Охотники зимой пришли ее добыть, слышат, а в берлоге еще кто-то шевелится. Увидели маленькую девочку, взяли ее с собой, вырастили, замуж отдали, у нее дети родились, люди-медведи. Вот от них и пошел такой род, который специально на медведя не охотится. А священный зверь приходит в гости «сам» и разрешает «себя стрелять».
«Всего раз ко мне медведь «в гости» просился, когда я еще молодой был» - говорит Василий. - Весной из Сургута домой возвращался, а «брат Мишка» всю дорогу со мной брел. Но я тогда без ружья шел, страшно было. На болотном островке я костерок развел, стал ругать его, ты брат мне, зачем пугаешь? Прибежал домой, собак с привязи спустил, ружье пулями зарядил, отхлебнул из бутылки, сел на пороге и говорю ему, если так сильно в гости, хочешь, то давай иди! Я готов! Не пришел, передумал видно».

Обряд на Тромагане
Прихватив гостинцы для «Сидящей» мы при свете дня отправились на окраину деревни на берег Тромагана. «По-хантыйски это звучит Торум-яган, речка Торума, Верховного бога» - пояснил Василий. Там, возле каменистого переката на другом берегу находится священное место, где можно говорить с духами и дарить гостинцы.
Мы вышли на середину реки, шаман попросил меня отойти в сторонку. Разгреб снег кружком, развернул ткань, оторвал небольшой кусок и передал мне. – «Держи, это тебе на удачу». – Ткань раскинул на снегу и воткнул в центр открытую бутылку со спиртным. Затем запрокинул голову вверх, раскатисто и зычно закричал – «Торум!!!» - и стал по-хантыйски напевать молитву, которая эхом отдавалось в лесу. В промежутках между пением шаман часто-часто кланялся в сторону опушки и поворачивался вокруг своей оси. Потом Василий взял бутылку, отпил глоток и дал отпить мне, снял ткань со снега и воткнул бутылку назад. – «Сейчас я пойду в лес и привяжу ткань на дерево для «Сидящей». Тебе туда нельзя, это делают только мужчины. Стой тут, можешь пока поговорить с местными духами, помолиться, как умеешь, и попросить чего нужно. Ведь «Сидящая» для русских, это Богородица».
– Василий ушел в лес, а я осталась на середине реки. Засыпанная снегом пойма и посеребренная морозом тайга сами по себе настраивают на мистический лад, а песня шамана еще добавляет мурашек между лопатками. Вернувшись назад, Василий отпил из бутылки, обошел вокруг расчищенного места по ходу солнца, дал мне отпить еще глоток и велел также обойти кругом посолонь. Потом мы вместе несколько раз поклонились в сторону леса, повернулись и пошли прочь не оглядываясь. То, ради чего я так стремилась в тайгу, свершилось...
Конечно, возле священного лабаза под звуки бубна обряд был бы очень зрелищным. Однако шаман сказал, что «это все неважно, с духами можно говорить где угодно, лишь бы никто не мешал».

Комментарий:
Олег Кардаш, историк, археолог НПО «Северная археология»:
- Безусловно, есть среди них люди с неординарными способностями, но на одного целителя-шамана - десять шарлатанов. Говоря о шаманах, надо понимать истоки явления. Аборигены Югры находятся на той стадии разложения первобытного общества, когда идет разделение на военное управление, судебную власть и религиозный культ. На севере из-за низкой численности населения вся власть рода была сосредоточена на одном человеке, вожде или шамане. После колонизации Сибири, функции судебной и военной власти аборигенов исчезли за ненадобностью, а местной элите осталась только духовная власть или шаманизм. Чаще всего, шаманы – это потомки вождей, утративших былую власть и сохранивших влияние на членов рода или общины с помощью жреческих функций. Способности психологического воздействия шамана на членов общины развивались и передавались по наследству. Люди, обладающие высоким биоэнергетическим потенциалом или харизмой, существуют в любом обществе. Многие шаманы действительно обладают неординарными целительскими способностями, но чудес им приписывают еще больше.

Только факты:
Начиная с 30-х годов ХХ века, в Сибирь отправлялись карательные экспедиции для искоренения всех религиозных культов. Святилища и идолы сжигались, шаманов арестовывали, сажали в тюрьму и расстреливали. Поэтому при советской власти аборигены скрывали все факты жреческих обрядов и неординарные способности шаманов. Многие старожилы помнят Казымский бунт пяков, народа из самодийской группы. Устные тайные сведения об этом восстании в 30-е годы ХХ века дошли даже до аборигенов Заполярья. При его подавлении были уничтожены все вожди и шаманы, возглавлявшие бунт. Оставшиеся в живых пяки разбежались во все стороны, сменили язык, фамилии и стали называть себя ненцами, но страх остался. Для поддержания этого страха время от времени проводились показательные расстрелы. Так один пожилой ханты по имени Николай в середине 90-х годов по большому секрету рассказал археологам, как последний раз в 1952 году их сгоняли для показательного расстрела шаманов на Пим, нынешний Лянтор. Этот страх закрепился у аборигенов в генетической памяти, и в наше время, рассказывая о запретных событиях, они спрашивают, «а ты меня коммунистам не сдашь?»
В советское время и в наши дни специально вопросами шаманизма историки, археологи и этнографы Югры не занимались.
 

Вернуться назад

Александра Град
«АиФ в Западной Сибири»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009