главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

20 декабря 2006


  Север ждет шамана

Последний шаман на Таймыре умер в 1997 году — по данным официальных источников. Так ли это на самом деле? На поиски северных шаманов отправился корреспондент «АиФ на Енисее».

Великий нганасанский шаман —  Дюходе Костёркин с внуком Леней.

Входил в чум, отряхивал хвост
В свое время на Севере без шаманов выжить было сложно. Они, с помощью духов, указывали места для удачной охоты и рыбалки, искали людей, потерявшихся в тундре, лечили. Обычно женщины в тундре рожали самостоятельно, но при тяжёлых родах на помощь всегда приходил шаман.

— Целебные травы, заклинания — и женщине в большинстве случаев удавалось удачно разрешиться от бремени, — говорит кандидат искусствоведения Оксана Добжанская, которая не один год изучает феномен нганасанских шаманов. — Кроме того, как бы невероятно это ни звучало, они умеют предсказывать будущее и видят прошлое. При мне шаман предрёк молодой женщине, которая долго не могла забеременеть, рождение девочки. Ровно через 9 месяцев она родила дочь.

Самыми сильными шаманами среди северных народов традиционно считались нганасанские, представители рода Нгамтусуо (Костёркины). За полтора века их история обросла легендами и мифами. Говорят, несколько шаманов родились хвостатыми. В одной из книг записано: «Тайбула (мужское имя), когда зимой входил в чум, хвост отряхивал». Умение общаться с духами передавалось от отца к сыну.

В советскую эпоху, когда религия была объявлена «опиумом для народа» — шаманам пришлось несладко.

— «Магов» арестовывали, сажали в тюрьмы, уничтожали их одежду, бубны, — говорит Оксана Добжанская. — По преданию, во время камлания шаманки Нобобтиэ, начальник милиции Беретенников заскочил в чум, выхватил пистолет и выстрелил в горящий костёр, потом ещё раз — вверх, в дымовое отверстие чума. Чтобы духов распугать. Затем схватил Нобобтиэ и начал срывать с неё одежду. Ей удалось вырваться. А Беретенников вскоре с ума сошёл.

В 1997 году умер последний нганасанский шаман — Дюлсымяку Костёркин, а его брат — Тубяку — ушёл из жизни на 8 лет раньше. Никто из их родственников в магической силе себя не проявил.

Костюм Тубяку… кормят
Шаманов хоронили, как и обычных нганасан: оставляли в тундре на нартах, сверху ставили чум из лиственницы. Женщинам с собой клали посуду, мужчинам — сети, оружие, столярные инструменты. Всё это обязательно должно было быть разорвано и сломано. Нганасане верили: в потустороннем мире всё разбитое станет целым, и наоборот. Одежду шаманов тоже рвали в клочья и хоронили вместе с хозяевами, а вот металлические украшения (обладающие силой) переходили по наследству.

Однако Тубяку ещё при жизни передал свой костюм, бубен и колотушку таймырскому краеведческому музею, который находится в Дудинке. С тех пор в музее порой происходят странные вещи. Директор Ольга Корнеева в чудеса не верила, пока больше 10 лет назад к ним в музей не привезли из Петербурга восковые фигуры. Гоголевскую панночку из «Вия» (вместе с гробом) тогда пришлось поставить рядом с костюмом шамана.

— Вечером закрываю музей, ставлю на сигнализацию — ничего не выходит, — вспоминает Ольга Павловна. — Вызвала электрика, оказалось — в зале, где выставлен костюм Тубяку, провод разорван. Решили наладить утром. Приходим — а он цел. Тогда электрик ещё пошутил: «да ваш шаман с панночкой никак ужиться не может». А через пару лет в музее художники из Екатеринбурга работали. Ночевать остались. Всю ночь свет сам по себе включался и выключался. Сначала думали, что шутит кто-то, но оказалось — нет. Некоторые не решились тогда рассвет в музее встретить — ушли.

За костюмом работники музея ухаживают, как за живым существом — «кормят». Прикасаются к нему, только если запястья себе обвяжут специальной тряпочкой (защита от злых духов), сбрызгивают водкой — так просил его хозяин. Периодически в музей приходят родственники Тубяку — пообщаться с духом шамана. Его сын Леонид несколько раз надевал костюм отца, но совершить обряд у него не получилось.

В Дудинке мне рассказали ещё одну «шаманскую» историю. Когда-то там, на берегу Енисея, был музей. В нём висели картины местного художника, в том числе, и портрет шамана. Именно он каждую ночь падал со стены, как бы его ни крепили.

Русский шаман
Но все же на Севере, в Норильске, мне удалось отыскать шамана — Олега Крашевского. Конечно, никакого отношения к нганасанским шаманам он не имеет, и дар общения с духами перешёл к нему не по наследству. Просто от известного шамана Дюходэ (отца Тубяку) ему достался костюм.

— Я занимался белой энергетикой, помогал людям, а в 1990 году сильно заболел, — рассказывает Олег Ренгольдович. — Перенёс 11 операций, 2 клинических смерти, 2 инфаркта. Прошёл так называемую «шаманскую болезнь». В это время шаман проходит посвящение в других мирах. Духи решают: подходит он им или нет. На земле же человек в это время нередко впадает в летаргию. Нганасанские шаманы обычно уходили на этот период в тундру — до полного «выздоровления». Я выздоровел, хотя все думали, что умру. Научился общаться с духами, «летать», лечить людей.

Олег Крашевский берётся помочь людям с любыми болезнями, кроме «нервных» (сюда же он относит и церебральный паралич). Шаман признаётся честно: помочь удаётся, но не всегда. Поэтому традиционного лечения не отвергает. Деньги и подарки за помощь никогда не берёт.

— Сейчас у меня трое маленьких детей, поэтому «лечебкой» занимаюсь не так интенсивно, как раньше, но если кто-то обращается за помощью — не откажу, — говорит шаман. — С конца апреля до начала октября я нахожусь на озере Лама (Норильск). Там построил трехэтажный дом. Это одно из самых сильных энергетических мест во всей России.

* * *
Олег Крашевский считает, что шаманов на Севере уничтожила советская власть. Нганасане были самым непокорным народом, а шаманы — объединяющей силой. Убрав их, разрушили устои, раскололи народ. Сейчас он влачит жалкое существование.

Ольга Добжанская добавляет: жизнь изменилась так, что шаманам не осталось в ней места. Рожениц из тундры стали отправлять в крупные города, в какие дни рыбачить и ставить ловушки на оленей — вместо шаманов решают специалисты. Но сегодня Север ждёт: может, появится настоящий шаман, и всё вернётся на свои места?

КСТАТИ
Костюм шамана шили из шкуры «предсказанного» оленя: шаман указывал время и место, где будет убит олень с определёнными признаками. Лиственницу, из которой вырезали бубен, шаман видел во сне и рассказывал родственникам, где она стоит и как выглядит.

 

Вернуться назад

Ольга САЛЬНИКОВА
«Аргументы и факты Карелия»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009