главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

11 мая 2006


  Через время не перепрыгнуть даже шаману

В Петербурге побывал тувинский шаман, мастер горлового пения Николай Ооржак. Дал концерт, провел семинар по шаманизму, а в промежутке между этими мероприятиями ответил на вопросы Сергея Ворохова.

Николай Ооржак не всегда был настоящим шаманом.

Николай Ооржак не всегда был настоящим шаманом. Поначалу он просто изображал шамана на сцене, участвуя в фольклорных представлениях. Потом понял, что шаман в его исполнении получается какой-то ненатуральный. Стал ездить по тувинским селениям, встречаться с людьми, которые сохранили древнюю традицию.

Но в настоящего шамана Николая превратила: болезнь. Со временем после выступлений на сцене в роли шамана его стали мучить страшные головные боли. Чтобы избавиться от них, Николай обратился к известному тувинскому целителю Олегу Тойдуку. Тот не только излечил недуг, но и открыл Николаю, что шаманизм — его призвание. Какое-то время они работали вместе, а потом Николай встал на собственный путь. Уже более пятнадцати лет он лечит звуком. По его словам, хоомей (стиль горлового пения) в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, есть только могущество цельного звука.
— Шаман обычно ведет уединенный образ жизни. А вы даете концерты совместно с джазовыми музыкантами. Разве шаманизм сочетаем с шоу-бизнесом?

— Мне постоянно хочется выйти на такой уровень, чтобы жить в уединении. В уединении можно черпать энергию у природы, расширять пространство сознания. Но я пока делаю наоборот. Много езжу по миру. Даю людям радость и через радость исцеляю. Бубен и искусство горлового пения помогают мне очищать людей. Одновременно это мой путь познания себя. Общение с людьми обогащает. Может, через пять-шесть лет перейду на иной уровень. Но я не тороплюсь. Нельзя прыгать через время. Можно впасть в опасное заблуждение.

— Почему именно джаз?

— Шаман должен действовать сам по себе. Джаз дает свободу, позволяет мне петь свою песню, гармонично соединяясь с другими музыкантами.

— Вы проводите семинары по шаманизму, не боитесь, что воспитаете шарлатанов?

— Я никого не учу. Я просто направляю мысли людей на то, как надо вести себя, чтобы жить на земле без потери энергетики, без боли и страдания. Философию и силу шаманизма может познать каждый, но ни один шаман никому не раскроет всех своих секретов.

— Сегодня каждый, кто взял в руки бубен, может объявить себя шаманом:

— Чтобы стать шаманом, надо пройти специальный обряд. Во время инициации происходит расширение сознания, человеку дается толчок, он получает разрешение работать самостоятельно. Поэтому мне важно, чтобы люди знали, что я учился у знаменитого шамана, они должны верить мне. Без веры можно хоть сто раз ритуал проводить, человек не примет помощи.

— Во время камлания вы общаетесь с добрыми и злыми духами?

— На самом деле нет ни злой, ни доброй силы. Есть только энергетика. В каждом из нас присутствует дух какого-то животного. Его силу можно направить на разрушение, а можно на доброе дело.

— Говорят, у Петербурга особая энергетика. Вы ее чувствуете?

— Петербург — тяжелый город. Люди хорошие, а энергетика не очень. Петербуржцы держатся интеллектуальной силой, но надо поднимать духовность. Духовность — это защита от разрушения души.

— А Москва?

— В Москве еще хуже.

— Тогда где хорошо?

— В Северной Европе, например в Норвегии.

— Тувинские шаманы самые сильные?

— Нет, самые сильные шаманы — среди американских индейцев. Они больше общаются с природными духами, с травами и растениями. У нас закон запрещает использовать специальные напитки, поэтому наши шаманы работают с чистым сознанием. Кроме того, в советское время традиция шаманизма практически исчезла. Многие знания были утрачены. Мы только начинаем их восстанавливать.
 

Вернуться назад

Ольга САЛЬНИКОВА
«Аргументы и факты»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009