главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

1 августа 2006


  Салбыкские ворота в иные миры

В хакасской Долине царей журналисты прошли шаманский обряд очищения.

Долина царей открывается воротами - их символизируют два древних камня. Для шаманов это священное место, именно здесь они чаще всего проводят обряд очищения, как бы обновляют энергию человека. Потому что у ворот, принято считать, идёт тектонический разлом - и происходит огромный выброс энергии. Некоторые меж камней на восходе солнца даже огненный шар видели. Он вдруг возникал, а потом улетал, словно инопланетная тарелка. Фото Валерия Заболотского.

В Абакане пригревало солнышко, но только мы выехали за город, ливанул такой дождь, что белый свет померк. До придорожного магазина пришлось бежать босиком, в обуви всё равно не было никакого смысла. А в магазин нам надо позарез - за подарками для духов: хлебом, колбасой, сметаной. Иначе и камлать бесполезно, и невидимые существа, правящие миром, могут обидеться.

Мы мчались по бесконечной степи, и ливень хлестал рядом, не останавливаясь. На скользком склоне машина забуксовала, покатилась назад. Мужчины принялись толкать её в гору, а шаман, он же Виктор Иванович Киштеев, бывший водитель, молча осматривал окрестности. Я подумала: ну, может, чего-нибудь нашаманит - в помощь. Но он просто пристроился рядом с другими и стал помогать - общими усилиями автомобиль вывезли. Чуда не случилось.

Внешне Киштеев, особенно без своего магического наряда, ничем от других не отличается - так, обычный мужичок из толпы. Говорит мало и очень неохотно, чаще как-то затаённо, будто про себя улыбается. Мать у него была настоящей шаманкой, и он от неё многое перенял, но долго свои возможности скрывал. Собственно, не он один. В советские времена, когда шаманизм в Хакасии был практически запрещён, многие вели двойную жизнь.


Рассказывают, один парторг ночью уходил в степь и камлал. И всю жизнь боялся, что за ним придут и расстреляют. Другой шаман по совместительству работал главным агрономом совхоза. Но такой нагрузки всё-таки не выдержал - и удавился.

Страшные и странные истории, пока мы ехали, рассказывал Александр Котожеков, доцент кафедры культурологии Хакасского госуниверситета. Он вызвался помочь провести обряд очищения в качестве рабочей силы - развести костёр, приготовить угощение для духов, собрать и поджечь разные травки для обкуривания. Хотя стать шаманом ему, увы, не суждено, этот путь заказан.

- Я пытался, меня вводили в изменённое состояние, были и шаманские путешествия, но это не значит, что я могу быть шаманом, - говорил Александр Иванович. - Ещё в детстве у нас была игра, такая забава. Человека заставляли дышать громко, в полную силу, а потом перетягивали ему грудь - и он падал без чувств. А примерно через 2-3 минуты приходил в сознание и рассказывал, что видел и слышал. Вот так, через изменённое сознание, я летал несколько раз. И в каждом случае меня в том мире грозно спрашивали: "Зачем ты явился?" Без цели туда не ходят, а мне было просто интересно. Уже когда стал взрослым, отправили в подземелье, сказали, что там лежат какие-то три предмета, которые я должен получить. Я пошёл и увидел колодец. На дне, на глубине 200-300 метров блестела вода свинцового цвета. Я понял, что должен туда нырнуть, но чем ближе к воде подлетал, тем страшнее становилось - просто ужас охватывал. Я не смог преодолеть в себе этот ужас и вернулся обратно. В другой раз пробовал пройти дорогу шамана - все шаманы при посвящении должны её преодолеть. Там есть говорящий и дырявый камни, а потом волосяной мост через реку мёртвых. Для начала меня подвели к говорящему камню. Было ощущение, похожее на описание полётов богатырей на крылатом коне в хакасских сказаниях. Уши заложило - один сплошной свист, глаза не могу открыть из-за мощного ветра. Мне надо войти в камень в виде юрты, но я не нашёл дверь - кругом глухая стена. Обратился за помощью, сделал подношение духам, молился - ничего не помогло. Я понял, что эта дорога не моя. Я не шаман.

Сейчас, когда шаманизм, исконные традиции начали возрождаться, оказалось, что в Хакасии не осталось ни одного посвящённого шамана. Недавно Александр Котожеков проводил в последний путь старейшую представительницу своего рода профессии - бабушку Сарго, но и она не была посвящена. Других людей лечила, страждущим помогала, а сама всю жизнь мучилась. Потому что родилась в неудачное время - в 1924 году, в советской стране. Люди ополчились на традиционную религию, а главный дух Адам-хан (конечно, если в него верить) отвернулся от людей.

В молодости Сарго заболела шаманской болезнью. Считается, это происходит, когда духи сами выбирают человека с особым складом психики - подвижным и отзывчивым. Она лежала в жару и страдала галлюцинациями. Как правило, у таких больных случаются похожие видения. Вокруг них собираются некие существа - у них могут быть медвежьи, волчьи или птичьи головы. Они буквально вываривают своего подопытного, отделяют мясо от костей. А затем кости складывают по-новому и пересчитывают.

Если находится лишняя - посвящают представителя людей в шаманы. То есть отводят к Адам-хану, а тот назначает в помощники человеку духов. В зависимости от возможностей, силы шамана их число может варьироваться от одного до сорока. Сами по себе люди, даже посвящённые, не лечат, не предсказывают, никому не помогают - только через духов. А назначенные духи, в свою очередь, не вправе ослушаться нового хозяина.

Сегодня в Хакасии существуют, совершают обряды три типа шаманов. Во-первых, наследственные - когда, допустим, дед передаёт сыну или внуку своих духов - и они продолжают верно служить новым поколениям. Во-вторых, те, кого призвали сами духи, переболевшие той самой шаманской болезнью. Третьи - самые слабые, пытаются освоить шаманскую науку и практику собственным умом. Они пользуются случайными, как бродячие собаки, духами без хозяев. А неземные существа могут выполнить просьбу или нет - у них отсутствуют какие-либо обязательства. Неошаманисты стремятся всё-таки пройти обряд посвящения, предстать перед Адам-ханом. Пока ничего не выходит.

А бабушку Сарго в своё время лечили и в психиатрической клинике, и у тех же шаманов. Но от своей болезни до конца дней она так и не избавилась. Пройти обряд посвящения ей не разрешили, а личные духи всё равно не давали покоя. Может, и правильно - раз способна помогать другим, значит, должна это делать. Такая судьба.

...А мы всё ехали и ехали по степи. И ливень, будто привязанный, не отставал. Фотограф тихо нервничал: какой смысл куда-то добираться, если все равно зальёт и камеры, и шаманские костры? Один Виктор Киштеев ни о чём не беспокоился, сказал: "Когда приедем, дождя не будет". И был прав.

Салбыкская долина, или Долина царей встретила нас тишиной и уже просохшей травой. В V веке до нашей эры здесь хоронили вождей. Курганы, оставшиеся от огромного кладбища, сейчас осели, тянутся плавной, похожей на волну, линией. А тогда, 2,5 тысячи лет назад, это были усечённые пирамиды высотой до 32 метров - с 12-этажный дом. Наверху каждой - площадка, где собирались поминать предков. Вокруг - вертикально стоящие огромные камни, по их числу можно определить, сколько знатных родов участвовало в похоронах. Чем больше, тем величественнее, богаче вождь.

Мы бродили между этими неподъёмными - 50 тонн, не меньше - камнями и пытались представить, кто и как здесь когда-то жил. Известно, что в одной из самых крупных гробниц покоился 72-летний старец. А рядом нашли останки молодой женщины - видимо, жена или наложница отправилась в мир иной за мужем. У одного из входов обнаружили ещё один скелет - скорее всего, мужчину принесли в жертву, когда начали строить пирамиду.

Между прочим, именно отсюда начинается российская археология - в 1721 году Пётр I впервые послал в Сибирь экспедицию собирать древности. И золотая коллекция Петра в основном была составлена благодаря здешним курганам. Впрочем, к тому времени они уже почти опустели - были разграблены гробокопателями или бугровщиками. В современную эпоху удалось лишь один раз обнаружить нетронутую гробницу, а в ней - около трёх килограммов изделий из золота. Но тот саркофаг был одним из самых маленьких и бедных.

Долина царей открывается воротами - их символизируют два древних камня. Для шаманов это священное место, именно здесь они чаще всего проводят обряд очищения, как бы обновляют энергию человека. Потому что у ворот, принято считать, идёт тектонический разлом - и происходит огромный выброс энергии. Некоторые меж камней на восходе солнца даже огненный шар видели. Он вдруг возникал, а потом улетал, словно инопланетная тарелка.

Наш шаман никуда не торопился - у них, а тем более в степи, это не принято. Он долго пил чай, курил, всматривался вдаль, прислушивался к каждому звуку. Пробежал суслик, крякнула вдруг утка, невесть откуда взявшаяся далеко от всяких водоёмов. Что всё это значит, хорошо ли, плохо - нам никто не объяснял. Оставалось просто наблюдать за медленным ходом событий.

Шаман Виктор Иванович Киштеев развёл костёр, рядом, чтобы отогреть, оживить, поставил бубен. Фото Валерия Заболотского.

Виктор Иванович развёл костёр, рядом, чтобы отогреть, оживить, поставил бубен. Дым быстро разогнал комаров, и уже это было приятно. А шаман и его помощник всё продолжали готовиться к священнодействию. Резали на мелкие кусочки колбасу и хлеб, бросали их то в огонь, то в степь. Укладывали в глиняные горшочки можжевельник и чабрец. Потом траву подожгут и будут окуривать нас, отгоняя все прошлые и будущие беды. Обращались к духам, созывали их - то ли говорили, то ли пели на хакасском языке, протяжно и монотонно.

Последний этап - облачение шамана. Юбка с кожаной кисеей, длинный шарф или кушак, несколько раз обмотанный вокруг пояса, куртка со множеством непонятных символов и наконец - головной убор, полностью закрывающий лицо. Только что рядом стоял обычный человек - и вдруг вместо него появился некто странный, даже опасный. Очень уверенный и сильный. Не слушаться, не подчиняться такому невозможно.

Мы ходили вокруг костра, а бубен гремел, как набат. Сердце билось ему в такт, кровь в венах, казалось, пульсировала в несколько раз быстрее. Дым от курительниц застилал глаза, и в голове потихоньку мутилось. Нас вытолкнули в ворота и приказали: "Идите куда хотите, ищите свою дорогу". Между камнями головокружение просто накрыло, стоять было трудно - требовалось куда-нибудь прислониться. Спасли ворота. На них, кстати, за тысячелетия от прикосновений людей остались глубокие вмятины.

А потом ноги понесли меня прямо вперёд, в степь, на простор и свежий ветер. Не знаю, обновилась ли моя энергетика, но дышать стало легче. А наш молчаливый шаман остался верен себе: "Говорить я ничего не буду, просто посмотрите сегодня ваши сны - и вы всё поймёте. В них будет три этапа - прошлое, настоящее и будущее".

Уснуть нам удалось не скоро. Вроде бы заказанная гостиница оказалась забитой до предела, и о нашем заказе там почему-то ничего не слышали. Полночи мы мотались в поисках другого ночлега, а когда наконец устроились, заснули так крепко, что никаких снов не видели. Теперь вот волнуюсь - что бы это значило?
 

Вернуться назад

Любовь РАК, соб. корр. "Труда". Хакасия

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009