главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

16 октября 2006


  Наш храм - небо

Ни с каким другим уголком на Байкале не связано столько удивительных легенд и преданий, как с Ольхонским районом. Большей своей частью район этот крепко прижался к берегу Малого моря - мелководного, хорошо прогревающегося пролива длиной в 42 морские мили.

Попроси удачи у эжина
С левой стороны лазурного пролива - материк, с правой - самый большой байкальский остров Ольхон, протянувшийся на семьдесят один километр. Ольхон в целом - это не только живописнейшие, завораживающие своей красотой пейзажи, но и средоточие загадок и тайн, обитель духов и шаманов.

Шаманизм - исконное верование бурят. В основе своей он составляет поклонение духам природы, местности. Наш храм - это небо, рассказывал мне один из байкальских шаманов, все удивительное и необычное, что нас окружает. Таких мест и явлений на Байкале множество. Таинственные пещеры, остатки древних городищ и могильников, скалы, перевалы, вековые лиственницы и могучие кедры - все это становилось предметом особого почитания. Сюда приходили для совершения обрядов, мимо таких мест нельзя проезжать без подарка, который нужно оставить хозяину святых мест - эжину. Иначе не быть удаче. Конфета, сигарета, горсть монет, капелька водки или молока, кусочек материи задобрят духа местности. Здесь нельзя оставлять мусор, рубить деревья и кустарники, сквернословить и ругаться.

Лучший знаток подобных мест, древних традиций и обрядов - директор краеведческого музея Ольхонского района, потомственный шаман Валентин Хагдаев. Большей частью в шаманском одеянии, чем в обычной одежде, на подарке некогда гостившего здесь олигарха - квадроцикле - он стремительно передвигается по всему району. Забот не перечесть круглый год: там проводят родовой тайлаган (молебен), там какой-то обряд или большое семейное торжество - во всех этих и других случаях без посредника между людьми и духами не обойтись. А еще многочисленные экскурсии по шаманским местам. Каждого гостя и слушателя Валентин Хагдаев поражает великолепным знанием истории, преданий, традиций и ритуалов родного народа. Встреча с ним обещает удачу.

Шаман - гроза для выпивохи
По словам Валентина, тэнгрианство (шаманизм) - это любовь и почитание родного языка и фольклора, традиций и обычаев своего народа: "Это культ священного огня, великих предков, владык местностей, Неба, Земли, Солнца и Луны. Это почитание природы-матери, жизнь в гармонии с самим собой, с людьми вокруг, с природой". А еще несколько заповедей: не брать того, что не дадено, воздерживаться от спиртного, от убийства живых существ, не позволять половой распущенности. Не все эти заповеди выдерживаются, но сам Валентин Хагдаев в своих проповедях старается наставлять людей на путь истинный: "Раньше у нас не принято было, как сейчас говорят, "капать" водкой или вином. Для этих целей употреблялось молоко. Осуждалось и пьянство. Категорически, например, запрещалось пить людям в возрасте до сорока лет - это ведь самый детородный возраст. Сам потрясатель Вселенной Чингисхан говорил: "Если найдут человека, который совсем не пьет, то он достоин всякого моего почитания".

Одно из наиболее известных шаманских мест в Ольхонском районе - небольшая гора Ерд высотой всего в тридцать с лишним метров, больше похожая на рукотворный курган. Находится эта гора в двух километрах от Байкала, в устье речки-невелички Анга. По одной из легенд, здесь нашел вечный покой монгольский нойон, когда войска Джучи-хана перешли Байкал по льду. Впрочем, ученые опровергают версию искусственного происхождения Ерд, поскольку сложена она из громадных природных плит. Как бы там ни было, но еще несколько столетий назад возникла традиция устраивать у подножия горы грандиозные многодневные празднества, на которые прибывали представители многих бурятских, монгольских, якутских родов. В советские времена местное население перестало устраивать масштабный тайлаган и Ердынские игры, но несколько лет назад традицию восстановили.

Прибывшие паломники, взявшись за руки, должны были составить хоровод вокруг горы, да не один, а целых три. Если тройной круг не получался, то все поскорее разъезжались: год считался неудачным. В программу празднеств, как бы сейчас сказали, обязательно входили спортивные состязания, в частности борьба, стрельба из лука, поднятие тяжестей, конные скачки, конкурсы сказителей. Во время праздника хозяину священной горы подносили жертвы, в его честь проводили молебны. Во время этого ритуала на вершину горы, как рассказывал Валентин Хагдаев, могли подниматься только белые шаманы и уважаемые старейшины: "В старину сюда привозили большие камни. Они считались лестницей шаманов. Самые сильные из них сидели выше всех. Отсюда шаманы просили благополучия людям, богатства, хорошего травостоя".

Остров - обитель духов
Но, пожалуй, самым известным и, кстати, посещаемым местом является легендарный, поражающий своими неповторимыми ландшафтами - от пустынных до альпийских - остров Ольхон, который с материком связывает паромная переправа. По преданиям, этот остров избрали своим местом жительства божественные духи-тэнгрии. Это сакральный центр всех бурят-монгольских народов, древняя обитель могучих и грозных духов Байкала. Главный из них - Хутэ-Баабай, посланный на землю высшими богами. Считается, что здесь живет в образе белоголового орла его сын Шубуу-нойон, первый бурятский шаман. Отсюда и трепетное отношение местных жителей к орлам - этим гордым, великолепным птицам, которые величественно парят в бескрайнем ольхонском небе. На остров, отделенный от земли холодными водами Байкала, когда-то сбегали от преследований ламаистов, как говорится в преданиях, шаманы Северной Азии. Отсюда берет свое начало курумчинская культура. Давно уже нет этого древнего народа, но сохранились пещеры и скалы с рисунками, надписями, остатки каменных крепостей, оросительные системы, могильники.

На знаменитом острове находится и одна из девяти святынь Азии - скала Шаманка со своей таинственной пещерой, в которой, как считали когда-то, поселился Хутэ-Баабай. Никто не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина острова и царя всех шаманов. Нужно было обязательно спешиваться и вести коня за уздечку. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты. Свидетелем суеверного ужаса ольхонских бурят стал, например, известный российский исследователь В.Обручев, побывавший на Ольхоне. Доступ к пещере имел только шаман. Возле скалы, которую позднее буддисты назвали мысом Бурхан, совершались многочисленные жертвоприношения, молебны.

Сейчас уже нет того всеобщего трепетного отношения к скале Шаманка. Здесь ежедневно толкутся десятки и сотни туристов. Пешком и на машинах, они ручейками стекаются, чтобы своими глазами увидеть двухголовую скалу, ощутить ее древнюю энергетику. Каждый из них, как и положено, оставляет подарок эжину, а порой и мусор... Шаман Валентин Хагдаев таким отношением раздражен и недоволен: "Мы, шаманисты, бывая, например, в церквах, не оставляем после себя пустые бутылки, обрывки бумаги, окурки. А почему можно поступать так в нашем храме?!" Но среди местного населения священное место по-прежнему остается особым и почитаемым. Сюда устремляются шаманы из Бурятии, Алтая, других регионов. Они проводят здесь свои встречи, совершают обряды и ритуалы. Свидетелем одного из таких съездов довелось стать нынешним летом. На берегу Байкала мерно рокотали нагретые возле очага десятки бубнов. Развевались ленточки на березках. Звенели шаманские подвески, изливало с голубого неба свой жар слепящее солнце. Как будто и не стоял на дворе июль 2006 года...

Каждый народ оригинален и неповторим, и созданные им язык, традиции, обычаи несут черты самобытности, внося свой вклад в сокровищницу мировой человеческой истории и культуры, в разнообразии - красота. Так мне сказал на прощание ольхонский шаман и философ Валентин Хагдаев, с которым мы увидимся скорее всего только следующим летом...
 

Вернуться назад

Сергей КЕЗ
"Независимая газета"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024