главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

10 октября 2006


  Добрые духи Забайкалья

Шаманы, волшебные источники и мистические пещеры Бурятии лечат от всех болезней. В этом уверены тысячи людей, которые приезжают сюда в надежде на Чудо. Наш специальный корреспондент составил им компанию, и сразу избавился от вредных привычек.

Церемжит Жамсарановна уже 15 лет ведет прием в своем доме, что стоит в самом центре поселка Агинское. Нехитрый шаманский реквизит изготовил муж – учитель географии. Бабу Цыренович говорит, что больше всего проблем было с бубном: для полноценного общения с духами годится только бубен, изготовленный из шкуры кастрированного козла. Лечит Церемжит Жамсарановна все – от фатального невезения в бизнесе до алкогольной зависимости. От пациентов нет отбоя, люди к ней едут со всего Забайкалья, а некоторые даже из Москвы.

Учительница бурятского языка и коммунист с 25-летним стажем Цыремжит Жамсарановна Батоева до 50 лет ничем не болела. На 51-м году жизни случилось несчастье – банальная желтуха, которая обычно проходит за две-три недели, растянулась на месяцы. Многочисленные обследования не приносили результата, анализы терялись, рентгеновские снимки мистическим образом оказывались засвеченными.

Отчаявшиеся что-либо понять, врачи велели Цыремжит Жамсарановне ложиться на операцию. Но в ночь перед операцией снится заслуженной учительнице сон, будто варит она самое себя в огромном котле, а те кусочки, что уже сварились, отламывает совершенно безболезненно и красиво выкладывает на большое белое блюдо. Хоть и провела Цыремжит 25 лет в коммунистической партии, однако смекнула, что такие сны – неспроста. Собрала вещички и прямо из больницы побежала в Агинский дацан. Посмотрели ламы на учительницу, пульс пощупали и велели немедленно идти к старой шаманке. Та, лишь бросив взгляд на пациентку, спросила, мол, нет ли у вас, Цыремжит Жамсарановна, такого-то родимого пятна на таком-то месте?
– Есть, – ответила учительница упавшим голосом.
– Это я тебя еще в утробе матери пометила! – говорит шаманка. – А болезнь твоя – не болезнь вовсе. Это духи твои тебя призывают. Быть тебе шаманкой!
Желтуха прошла, а Церемжит Жамсарановна с тех пор служит людям за кто сколько принесет. Вот уже 15 лет она ведет прием в своем доме, что стоит в самом центре поселка Агинское. Нехитрый шаманский реквизит изготовил муж – учитель географии. Бабу Цыренович говорит, что больше всего проблем было с бубном: для полноценного общения с духами годится только бубен, изготовленный из шкуры кастрированного козла. Лечит Церемжит Жамсарановна все – от фатального невезения в бизнесе до алкогольной зависимости. От пациентов нет отбоя, люди к ней едут со всего Забайкалья, а некоторые даже из Москвы.

Вообще, Агинский Бурятский автономный округ издавна славен шаманами. В одном только селе Челутай их несколько десятков. К наиболее известным так просто не попасть – нужно записываются на прием заранее и часами ждать в очереди.
За здоровьем едут люди и в Агинский дацан. Основанный почти 200 лет назад, он был и остается для окрестных бурят и церковью, и школой, и клубом, и больницей. Коммунисты закрыла дацан, а в его помещениях обустроили «Школу бурятской женщины». Учили девочек грамоте и домоводству. Сейчас дацан возрождается, а вместе с ним и знаменитая агинская школа тибетской медицины. При дацане открыт Буддистский университет, преподают в нем энчи-ламы (ламы-целители) из Тибета и Внутренней Монголии.

Дамба-намжил лама – тибетец. Преподает в Агинском дацане 10 лет, уже бегло говорит по-бурятски и по-русски: русских пациентов у него не меньше, чем бурят. Дамба-намжил признает только одну диагностическую процедуру – тщательное изучение пульса. Утверждает, что тибетская медицина ничуть не противоречит европейской. Так, если у вас воспалился аппендицит, нужно как можно быстрее добраться до традиционного хирурга. Но вот если мучаетесь застарелым хроническим заболеванием – тогда вам в дацан. При мне Дамба-намжил развешивает крохотной серебряной ложечкой привезенные из Индии травы и заворачивает их в кулечки. «А это что за лекарство?» – спрашиваю. Энчи-лама говорит, что в составе снадобья шесть компонентов, основной – опилки хвойного дерева, русского названия которого он не знает, и что помогает это лекарство от всего, но особенно от головы и от бесплодия.

В арсенале тибетских медиков, кроме гомеопатии, иглоукалывание и массаж. Массажных «кабинетов» два – один собственно в дацане, а другой, где практикуют студенты, на Алханае.
Гора Алханай – главная достопримечательность округа. Это бурятский Баден-Баден, бурятская Мекка и бурятский Диснейлэнд. У подножия горы, которая считается одной из пяти священных вершин северного буддизма, течет знаменитый аршан (так буряты называют священные источники) с целебной водой, а на высоте 1100 метров в створе 6-метровой арки естественного происхождения расположен «Храм ворот», одно созерцание которого обеспечивает процветание и железное здоровье как минимум на год.

От Агинского до Алханая 3 часа езды. Мой проводник, Саян Цыденов, сын главного редактора местной газеты. В этом году окончил Институт Дружбы народов по специальности «юриспруденция», но юристом быть не хочет. Мечтает стать фотографом. Время от времени Саян открывает окно машины и кормит духов, бросая им то горсть риса, то предварительно сломанную сигарету. Впрочем, замечает Саян задумчиво, среди бурят нет единого мнения – нужно ли ломать пополам сигарету, предназначенную духам. Младобуряты видят в кормлении духов лишь сакральный акт и сигарету ломают, представители же старой школы утверждают, что поломанная сигарета для курящего духа вовсе не дар, а смертельное оскорбление.
– Саян, откуда ты знаешь, где именно и когда нужно кормить духов?
– Это просто – кормить нужно там, где ты подумал: «А не покормить ли мне духов?» Такие мысли так просто в голову не приходят.

Дорога огибает невысокие сопки, на склонах которых пасутся овцы. Столбиками посреди степи стоят тарбаганы (как суслики, но побольше). «Выпьешь желчь свежеубитого тарбагана – и на 2 года от изжоги избавишься», – уверяет Саян.
Проверить это утверждение не удается – мы уже подъехали к Алханаю. Паломничество начинается с троекратного простирания ниц на специальной молитвенной доске у ступы, установленной в 1991-м году в память посещения Алханая далай-ламой. После троекратного простирания ступу положено столько же раз обойти. Обходить надо по солнцу, разбрасывая рис левой рукой – ее буряты считают чище правой, поскольку правой рукой нажимают на курок, держат хлыст и вообще, мало ли что ей делают…
Оставив машину у юрточного городка для паломников, проходим мимо многочисленных «позных» – крохотных балаганчиков где готовят позы – культовую бурятскую еду, по виду и вкусу неотличимую от грузинских хинкали.

Нам навстречу идут десятки людей с полотенцами и пластиковыми бутылками – те, кто уже вкусил прохладу священного источника. Сам источник – это неглубокий быстрый ручей с температурой плюс шесть. Подойти к воде непросто – десятки жаждущих исцеления ожидают очереди принять целебную ванну. Вдоль по руслу ручей поделен на участки, обозначенные деревянными табличками «От глаз», «Желудочный», «От сердца», «От почек и печени». Исцеляемые окунают болящий орган в быструю струю и наполняют пластиковую тару целительной влагой. Саян говорит, что нельзя принимать четное число ванн в один день – можно окунаться один, три или пять раз в день, но никак не два или четыре. Малодушно сославшись на отсутствие плавок, я отказываюсь поправить здоровье. Впереди у нас подъем к Храму ворот. Еще в Агинском добрые люди предостерегали меня от восхождения. Однако я, не вняв советам, последовал за быстрым, как молодой барс, Саяном на высоту 1100 метров. Сказать, что мне было плохо, – ничего не сказать, но именно у Храма ворот я дал себе обещание бросить курить.

Рядом с Храмом ворот еще два аттракциона – Щель грешников и Чрево матери. Щель грешников – 3-метровый тесный лаз среди обломков скал. Говорят, что пролезший сквозь него очистится от грехов. Еще говорят, что когда в лаз полезет самый большой на Земле грешник, проход обрушится. В щель я не полез – мало ли что – и двинулся дальше. Пара туристов ожесточенно спорит у неглубокого грота, увешанного цветными ленточками. «Скажите, это Чрево матери или нет?» – обращается к Саяну женщина. Услышав утвердительный ответ, она решительно скрывается в пещере. Саян говорит, что пребывание в гроте – верное средство от бесплодия. Еще Саян предлагает мне засунуть руку в какую-то дырку с скале и попытаться вытащить оттуда камешки. Сколько вытащишь – столько и детей будет. Я по понятным причинам отказываюсь, – мне бы имеющихся прокормить, а Саян достает 5 камешков.

… С момента моего посещения Храма ворот прошло уже две недели – а я все еще не курю. Оздоравливаюсь. Может, подействовало? Только изжога иногда мучает, но в наших широтах нет степей, а, значит, и нет тарбаганов.

Сергей Ким, врач-рефлексотерапевт
Разумеется, отношение официальной медицины к шаманству резко отрицательное. Но как исследователю мне оно интересно. Случаи шаманского излечения безнадежных больных есть – это факт.
Шаманизм – это энергетическая разновидность лечения, с элементами зомбирования и гипноза. Шаман особыми ритуальными действиями вызывает духов, либо хороших, для помощи больному, либо плохих, чтобы удалить их из тела пациента. При этом среди шаманов встречаются удивительные травники, которые в отварах используют не только растительные, но и животные элементы.
Наука еще не готова объяснить работу шамана. Из собственного упертого консерватизма мы отрицаем все, что не понимаем, а заодно и удаляем с горизонта конкурентов. В начале 90-х годов один из слушателей Института народной медицины, работавший с шаманами, рассказывал мне, что у них существуют очень сильные методики массового воздействия на зрителей. Шаманы много работают со звуком, варьируют его тональность, высоту, используют разнообразные ритмические рисунки, вибрации. Известно же, что человека можно ввести в состояние транса при помощи ритмических действий или ярко освещенных предметов.
Лечебный эффект шаманизма можно объяснить и так называемым эффектом присутствия – люди приходят к шаману, уже настроенные на излечение.
По поводу лечебных источников что-то определенное сказать тяжело. Кстати, подобные вещи известны и в православии. Вспомните хотя бы Давидову пустынь в Подмосковье. Что там действует на организм и как – без специальных исследований не объяснить. Но то, что такое целительное воздействие имеет место быть – установленный факт. Возможно, речь идет о специфической структуре воды. Молекулы воды в одних и тех же физических условиях могут образовывать разные пространственные структуры, так называемые кластеры или клатраты. Разные кластеры могут содержать одно и то же количество молекул, но иметь совершенно не похожие пространственные конфигурации. Слышали, что полезно пить талую воду? Физики объясняют это структурой талой воды, очень близкой к структуре снежинки. В такой молекулярной конструкции хорошо «пакуются» основные ионы натрия и калия, что положительно влияет на человеческий организм.
 

Вернуться назад

 Сергей Максимишин
Журнал "Отдых в России

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009