главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

4 февраля 2006


  Люди из темной страны

О саамах всегда бытовало мнение как о чародеях и ведунах, способных открывать будущее. Средневековые писатели приписывали им власть над ветрами, болезнями и даже над смертью.

До 30-х годов прошлого века саамы не имели письменности, предания и легенды передавались из уст в уста. Хранителями тайных знаний были старейшины и колдуны-нуэйты.

В знаменитом романе Джона Фаулза "Волхв" всего одной строкой упоминались аборигены Крайнего Севера - лопари, якобы обладавшие феноменальной способностью к телепатии. Скорее для общего развития, нежели с какой-либо утилитарной целью, я решил поискать во Всемирной паутине информацию об этом таинственном народе. Признаюсь, не ожидал, что натолкнусь на такое обилие странной, противоречивой и подчас мистической информации. Многие источники говорят о лопарях (еще их называют саамами) как о колдунах-нуэйтах (нойдах), гиперборейцах, чародеях, волшебниках, полуночных карликах, хранителях темных сил. Заинтригованные свалившимися на нас знаниями, мы поехали в Мурманскую область. В самом сердце Кольского полуострова находится центр российских саамов.

А здесь все шаманы
В современной науке есть гипотеза, что все боги и религиозные верования пришли с Севера. Там якобы когда-то жил единый народ и все люди говорили на одном языке. Что это были за люди и где находилась их неведомая страна? Этот вопрос не один десяток лет занимает умы исследователей. Потомками древнего европеоидного населения многие ученые считают именно лопарей-саамов. О своей прародине саамы говорят так: "Давно была на Севере страна, где не светило солнце и луна не светила, совсем темная была страна. Только звезды виднелись в черном небе, и огня не знали люди темной страны. Жили они в вежах из дерна и прутьев. Так жили люди темной страны тысячу лет, и еще тысячу, и еще тысячу лет, и еще".

Древнелопарские колдуны - нуэйты, или нойды, - пользовались за пределами Лапландии дурной славой. Средневековые писатели приписывали им власть над ветрами, над болезнями и даже над смертью. Для них нуэйты традиционно ассоциировались с шаманством и колдовством. Исторический факт: в 1584 году лапландских нуйэтов приглашал к себе Иван Грозный для объяснения небесного знамения - кометы. Тогда нуэйты предсказали царю скорую смерть. На Руси всегда бытовало мнение о саамах как об опасных чародеях и ведунах, способных открывать будущее. Даже в просвещенном XVIII столетии в Европе рассказывали о саамах страшные сказки.

К нашему изумлению, с тех пор, по сути, мало что изменилось. "Известно ведь, что саамы всегда были великими колдунами, - говорит заместитель директора Саамского культурного центра в Ловозере Эльвира Галкина. - Так оно и есть до сих пор". Автор богословских трудов, настоятель Успенского прихода села Варзуга на Кольском полуострове отец Митрофан придерживается того же мнения: "Кто такие лопари? Нет более колдовского племени. Можно возразить: ведь у всех малых народностей Севера есть шаманы, да и любое африканское племя имеет своего шамана. Но это родовое жречество. Шаман - представитель одной семьи. А здесь все шаманы. Лопарь - он не лопарь, если не стал нойдой. Он состоялся как личность, если полностью овладел этим искусством и пользуется помощью духов нечистых в своей повседневной жизни: спрашивает про охоту, кто идет, враг или нет, потеряет вещь - дух помогает найти. Вот такие края здесь".

Говорящие с ветром
Колдуны-нуэйты и теперь занимаются гаданиями, толкуют сны, лечат болезни заговорами, насылают порчу (как они говорят, "посылают стрелы"). Обычно саамы характеризуют нуэйта как философа, врача, экстрасенса, провидца в одном лице. Саамские нуэйты не разделяются на белых и черных, добрых или злых. Каждый колдун уважает искусство, переданное ему предками. Назначение нуэйта - служить и помогать людям своего рода, племени. Чаще всего нуэйтами становятся люди в расцвете физических и духовных сил, кстати, имеющие хорошую дикцию, чтобы четко и быстро произнести слова, обращенные к духам и богам.

Некоторые, правда, считают, что необходимо все же проводить различие между нуэйтами и знахарями, так как первые лечат колдовством, наговорами, а вторые применяют природные средства, не прибегая к сверхъестественным силам. Вот некоторые примеры лопарского лечения. Например, если рука, нога, палец заноет, знахарь заставляет класть руку, ногу, палец в горячую воду и держать в ней минут десять. При язвах привязывают на больное место соленое тесто. При головной боли трут на висках жгут, приготовленный из березовой губки. То же делается при зубной и спинной боли. При суставных болях использовалась озерная осока, предварительно растертая камнем и запаренная в корыте, куда и помещали больного, наглухо обкладывая одеялами, чтобы он хорошенько пропотел. Cажей лечили свежие порезы и язвы. Успехом и по сей день пользуется оленье сало, наложенное целым куском на рану. От паралича людей лечили так: срежут ветку можжевельника и давай стегать-хлестать больного до тех пор, пока не выступят капельки крови. Любопытно, что лапландские нуэйты всегда лечили за плату, но если магия не помогала, без спора возвращали деньги назад.

Не так давно на Кольском полуострове побывала экспедиция специалистов Этнографического музея из Санкт-Петербурга. В числе прочих вопросов ученых интересовали и саамские колдуны. Самым трудным для исследователей было наладить общение с местными жителями. Потому что с порога не придешь и не спросишь: а есть тут у вас колдуны? Один из участников экспедиции рассказал: "Нужно несколько дней, чтобы люди пригляделись к чужакам, а вот когда сами начнут в гости приглашать, тут только за разговорами и выяснишь, что "когда та женщина придет, от нее под зеркало садись, чтобы ее сглаз на нее саму обернулся. А вслед щепотку соли кинь, тогда точно порчи избежишь". Одна из собеседниц ученых, сама по профессии медик, уверяла, что ее тяжелая болезнь - результат колдовства женщины-лопарки. Та хотела лечиться, лежа на постели, вкруговую утыканной "забором" из иголок, и пообещала, что врачи пожалеют, что отправили ее на операцию. А один из местных жителей в беседе с питерцами посетовал, что ему даже пришлось с женой-саамкой развестись - уж очень она много ему под руку колдовала: и в головной боли ее винил, и в неудаче на охоте. Тем не менее известно, что саамы и сегодня продолжают приходить к могилам своих нуэйтов за помощью для обретения внутренней силы и уверенности в себе.

А еще саамы якобы могут прятать добро. И до сих пор бытует мнение, что лопари имеют власть над ветрами, что они завязывают три волшебных узла, и когда развязывают один - поднимается ветер умеренной силы, когда развязывают второй узел - ветры начинают дуть более сильные, когда развяжут третий - поднимется буря и гроза.

Впрочем, все это из разряда легенд. В реальной жизни саамские нуэйты - обычные люди, живущие так же, как и все остальные. Они именно "умеют колдовать", так же как умеют хорошо стрелять, ловить рыбу или изготавливать прочную одежду. Большинство колдовских приемов основано на понятии о родстве явлений. По форме облаков или кипению еды в котле узнается будущее, например приход чужака. Приход гостя во время закладки рыбы в котел предвещает удачу в лове. Выход человека из жилища, когда вынимается из котла рыба, влечет за собой выход рыбы из ловушки. Таким образом, можно очень просто трактовать любое поведение и любое явление.

Чудо-озеро
Основной формой дохристианской религии саамов был шаманизм. Местные жители верили и продолжают верить в духов, одушевляют животных. Основным объектом поклонения у саамов являются сейды - скалы, отдельные камни, пни, стволы деревьев. Сейды связаны с культом предков. Многие саамы полагают, что у каждой горы, у каждого ущелья, островка или речушки есть свой хозяин. Но есть одно озеро в горах, перед которым саамы испытывают особый суеверный страх и считают, что именно в его окрестностях набираются силы нуэйты. Название его - Сейдозеро.

Озеро это со всех сторон защищено горами и потому почти всегда спокойное. В нем множество рыбы, но редко кто осмеливается ловить там, в особенности зимой, когда озеро спит. Это поверье идет от древних саамов, которые не смели протыкать тело озер, боясь накликать на себя беду. Для саамов это религиозно-культовое место, геологов оно привлекает уникальными минералами. Энтузиасты-уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окрестностях снежного человека.

Вся земля вокруг Сейдозера схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает дискомфорт, часто и серьезно болеет, а белые являются биогенными стимуляторами. Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми богом, которые люди обходили стороной. Сейдозеро, по мнению некоторых исследователей, является уникальным источником энергии. В то же время в окрестностях озера, в ущельях, люди часто испытывают слабость, безотчетный страх, головокружение и даже страдают галлюцинациями.

Говорят, что само озеро имеет двойное дно и что в пространство под первым дном можно попасть через глубинную дыру. Местный житель Иван Терентьев сетовал: "Загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте. То даст рыбу там, где ее никогда не было, то вдруг вообще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. По-моему, правильно старики говаривали, что под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верхним".

Легенд, связанных с Сейдозером, очень много. Но, пожалуй, самая известная из них - о старике Куйве. По всей вероятности, ей не менее тысячи лет. Куйва - это наскальное изображение, гигантский петроглиф высотой семьдесят два метра. Куйва - хозяин этого места, говорят саамы. Они утверждают, что это вполне реальное существо, живущее в параллельном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в зависимости от обстоятельств. Сегодня он рад гостям, а завтра может сорвать злость на любом, кто попадется под горячую руку. Отношение хозяина к местным и туристам самое разное. По мнению саамов, все зависит от того, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться - все будет хорошо.

Непростое это место, говорят саамы. Примет - будешь всю жизнь под его защитой находиться. Не примет - плохо будет. Мы тоже решили на свой страх и риск побывать на Сейдозере, а попасть туда вознамерились на снегоходах. Сразу скажу: это была не самая удачная идея. Мы находились всего в двенадцати километрах от Сейдозера, когда окончательно увязли в мокром снегу. Начиналась пурга, и было неизвестно, какие ловушки еще ждали нас впереди и сможем ли мы вообще найти дорогу в этом снежном хаосе. Саамы сказали бы в такой ситуации: "Духи Сейдозера не захотели вас принять". Быть нежеланными гостями нам не хотелось, а посему мы приняли решение вернуться назад. Неудача не слишком нас расстроила, поскольку, как выяснилось, зимой добираются до Сейдозера лишь немногие из местных жителей. И если уж преодолевают этот путь, то не наскоком, как мы, а за два, а то и за три дня. Мы же почти достигли цели, и то, что Сейдозеро нам не открылось, лишь придавало этому необычному месту дополнительный мистический колорит. Ведь если бы все было так просто, разве это имело бы отношение к нуэйтам, которые, несомненно, знали о наших планах побывать на священном Сейдозере?

- Несколько лет назад, - рассказала нам директор Саамского культурного центра Лариса Авдеева, - прошла конференция по защите Сейдозера. Уж слишком много случайных людей потянулось туда. Мы добились того, что Сейдозеру как религиозному объекту саамов был присвоен статус заказника, и теперь туда проводниками могут выступать только наши представители. Это очень актуально. Более того, впереди у нас очень острый разговор с представителями местной епархии, втихую установившими в окрестностях озера два православных креста.

Интересно, что у саамов есть еще несколько озер с таким же названием. Можно было бы подумать, что это из-за того, что лопари поклонялись сейдам, но старики говорят, что нуэйты таким образом запутывали самых любопытных наподобие нас, отводя от священных мест. Все знали: есть у саамов чудо-озеро, а как пройти-проехать до него, не ведали. А некоторые исследователи всерьез утверждают, что в глубоком прошлом на Кольском полуострове именно в районе Сейдозера существовала цивилизация, оставившая потомкам впечатляющий памятник практической магии. И лапландские колдуны - нуэйты - являются не кем иным, как посланниками той таинственной древней цивилизации.
 

Вернуться назад

 Василий Дятлов
Журнал "Итоги"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024