главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

23 мая 2007


  Откроет ли тайну Пор-Бажын?

В Туве приступают к раскопкам самого таинственного архитектурного памятника -- крепости Пор-Бажын. Как утверждает его инициатор – глава МЧС Сергей Шойгу, уроженец этих мест, в мире нет аналогов этому проекту.

Пор-Бажын – современное тувинское название крепости, которое переводится на русский язык как глиняный дом.

К острову на озере Тере-Холь, на котором расположена крепость, возвели понтонный мост, сформировали экспедиции ученых и студентов Тувинского, Московского, Санкт-Петербургского, Казанского университетов, а также Красноярского государственного педагогического университета. По итогам археологической экспедиции планируется создать национальный парк «Крепость Пор-Бажын».

Сгорела тысячу лет назад
Эта крепость на юге Тувы была обнаружена 116 лет назад, но серьезные исследования проводились лишь в 1957 году. Вот как вспоминает об этом знаменитый этнограф, профессор Севьян Вайнштейн: «На острове сохранились огромные десятиметровые крепостные стены, внутри – два холма. У стен – 27 жилищ с двориками. Раскапывая холмы, мы обнаружили под ними развалины дворца, состоявшего из двух больших помещений. Можно предположить, что крепость и дворец были сооружены уйгурским каганом Баян-чором. Во дворец вели две парадные восьмиступенчатые лестницы, вокруг здания была отмостка из обожженных плит. Сам дворец стоял на высокой платформе. Его кровлю образовывали глиняные черепицы с круглыми концевыми дисками и поддерживали 36 массивных деревянных оштукатуренных колонн, покоившихся на гранитных базах. Поверхность баз была украшена геометрическими рельефными узорами.

При раскопках нашли и орнаментальные фрески геометрических форм, выполненные удивительно яркими, теплыми красками с преобладанием красных, оранжевых и желтых тонов. Сохранились следы дощатого пола. Мы держали в руках остатки оружия, сосудов, клад железных криц – заготовок, антропоморфную фигурку из глины. Находок было не так много, дворец погиб при пожаре, случившемся более тысячи лет назад. Пожар произошел, по-видимому, в результате военного нападения. (Разрушение крепости предписывается енисейским кыргызам – предкам современных хакасов. – Ред.). Неизвестно, что произошло с жителями Пор-Бажына, – человеческих останков мы не нашли. Скорее всего, люди бежали».

Идея реконструкции крепости вновь вызвала всплеск интереса к истории тувинцев. Чем был Пор-Бажын – замком, дворцом правителя, мандолой или храмом? Высказываются самые фантастические идеи, вплоть до того, что крепость являла собой своеобразный вход в потусторонний мир.

Археологи Петербурга в Туву не приедут
Доктор исторических наук, профессор Тувинского государственного университета Николай Абаев выдвигает свою версию. По его мнению, Пор-Бажын – культовое место, связанное с древнейшим воинским культом Небесного Огнедышащего Змея – Дракона, которому древние урянхайцы и уйгуры поклонялись как Богу войны. Это божество известно в фольклоре других народов как Змей Горыныч, Тугарин Змей и т. д.

По мнению ученого, стены Пор-Бажына, находящегося на острове в центре озера, скрывали от посторонних глаз, в том числе соплеменников, тайны древнего военного ордена. Именно такие тайные религиозные воинские союзы и создали первую евразийскую империю Чингисхана, который, кстати, был не только верховным правителем, но и харизматическим небесным жрецом. Подобными объединениями на Западе были Тевтонский орден и Мальтийский орден.

Дорога Чингисхана
– Николай Вячеславович, Пор-Бажын называют то крепостью, то дворцом, то замком, то монастырем. Что, по вашему мнению, являет собой этот сложный лабиринт зданий и сооружений?

– Сооружение всем этим и было. Более точно, по кочевнической традиции, его следовало бы назвать ордон. Это – дворец кагана, верховного правителя, откуда и происходит слово орду – главная, центральная ставка верховного главнокомандующего. По древней традиции, опять же, она не обязательно должна была иметь форму каменного дворца или замка. Это мог быть большой белый шатер или юрта, как, например, воссозданная сейчас в Улан-Баторе юрта Чингисхана.

Ставку окружал вал из камней, какие мы встречаем в огромном количестве в северной части Центральной Азии, в том числе и у нас, в Туве – под Шагонаром или у горы Боом. Внутри обнесенного глиняной стеной или валом пространства располагалось гвардейское воинское соединение. В центре находились ставка верховного правителя, апартаменты его жены, одновременно он выполнял и функции храмового комплекса военно-религиозного ордена, которым являлась вся орда. Орду не обязательно должна была быть стационарной. Она могла состоять из юрт, которые являлись одновременно и жилищем кочевников, и их военным лагерем. Например, устанавливается десять юрт и в центре – большая юрта командующего сотней или тысячей. Это так называемый куренной принцип (от слова курень, круг). Так строилась, кстати, и Запорожская Сечь. Юрта или шатер верховного правителя выполняла еще и роль храма.

– Кто на самом деле построил это уникальное сооружение – уйгуры или согдийцы?

– Крепость относится к 745 году нашей эры. Уйгуры в то время управляли каганатом, объединявшим все существовавшие тогда этносы, племена, народы огромного Байкало-Алтайского региона, в том числе и оседлых согдийцев, которые были высококлассными, как принято сейчас говорить, строителями. Они владели самыми древними традициями градостроительства, практически не используемыми в регионе до уйгурского периода. Это саманные постройки из глины и рубленой соломы. Как и в Средней Азии, они возводились из плохо обожженных саманных кирпичей, которые обжигались на солнце. Возможно, поэтому они были недолговечны.

«Брат» Шаолиня?
– Сакральная символика, проявляющаяся на развалинах древнего сооружения, иногда даже увязывается с китайской системой фэн-шуй, ныне очень модной на Западе?

– К уйгурскому городищу эти аналогии не имеют никакого отношения, поскольку кочевые предки резко отвергали китайскую культуру, построенную на идеях превосходства над «северными варварами». Что касается сравнений с китайским монастырем Шаолинь, где зародились многие школы боевых искусств ушу, то я солидарен с теми авторами, которые считают, что между основателями Шаолиня и Пор-Бажына существовали религиозные и этнокультурные связи, уходящие корнями в историю тайных религиозных обществ Древнего Китая.

Более того, как китаевед, посвятивший годы изучению китайских тайных обществ типа «Общества Белого Лотоса», Триады, «Тайного общества боксеров» и философии ушу, я обнаружил неизвестные ранее данные, которые неопровержимо свидетельствуют, что в создании знаменитой Шаолиньской школы военно-прикладных искусств участвовали и предки современных тувинцев, уйгуров и бурят-монголов. Так, обнаружены исторические хроники, упоминающие некоего Бато среди первых учеников легендарного индийского патриарха Бодхидхармы. Его одновременно считают основателем монастыря Шаолинь, шаолиньской школы боевого искусства и специфического направления в дальневосточном буддизме – дзен, или чань-буддизма, который иначе называется религией самураев.

– Пор-Бажын – современное тувинское название крепости, которое переводится на русский язык как глиняный дом. А как изначально называли ее уйгуры?

– Крепость упоминается в многочисленных тувинских легендах, до сих пор передающихся из уст в уста. Упоминание о дворце впервые обнаружено в рунических надписях. По реконструкции блестящего знатока рунических тюркских надписей исследователя Сарткожаулы Каржаубая, который расшифровал надписи на стеле, обнаруженной в долине реки Тес-Хем, и многие другие стелы, эта крепость называлась Баян-Гур, или Байян-Гур.

– Недалеко от ее развалин был найден котел Чингисхана. Можно предположить, что туда ступала нога Покорителя Вселенной?

– Я уверен, что Чингисхан бывал в крепости. Он прекрасно знал свою родословную. По материнской линии его предки были выходцами с территории современной Тувы. Именно поэтому всю землю от Тувы до Байкала он называл священной землей предков. В его родословной соединились все древнейшие скифские и уйгурские роды. Род по отцовской линии Борджигин тоже вышел, по моей версии, из Тувы. Это древнейший род Саяно-Алтая. Более поздние бурятские и монгольские легенды прямо указывают, что одна из его предполагаемых могил находится в том месте, где он любил отдыхать. Например, на территории современной Бурятии, в тех местах, где в прошлом жили сойоты, то есть тувинцы, есть трон Чингисхана. А в Туве – котел Чингисхана, в котором, кстати, можно было сварить сразу целого быка. Есть в Туве и дорога Чингисхана. Это глинобитная стена одной из таких, как Пор-Бажын, уйгурских крепостей. Монголы уважительно относились к уйгурскому наследию. Они считали, что уйгурские сооружения построены их предками.

Шаман умер
– Группа религиозных деятелей Тувы обратилась к инициатору проекта Сергею Шойгу с просьбой проявить максимально уважительное отношение к памятникам, рассматривая их как культовые места, могилы, где покоятся духи их тотемных предков, военных божеств. Чем вызвано это обращение?

– Коренное население Тувы испокон веков поклоняется духам Матери-Земли, Священным Горам и источникам, каменным пирамидкам оваа, курганам-базырыкам, могильникам и другим захоронениям своих обожествленных предков. К такого рода священным местам, бесспорно, относятся и скифские курганы, и крепость Пор-Бажын. Наши предки были очень воинственные, как, впрочем, и их главный бог – Дракон. Их обязательно надо умилостивить, совершив обряд жертвоприношения.

К сожалению, приезжие археологи далеко не всегда проявляют должное уважение к культам коренного населения и нередко просто уничтожают памятники, оскверняя их, тем самым оскорбляя национальные и религиозные чувства простых верующих. Так поступила группа питерских археологов во главе с Чугуновым, которые практически запятнали себя осквернением кургана Аржаан-2.

Для археологов останки, обнаруженные в наших древних захоронениях, это просто трупы, как мумии фараонов. Но современные египтяне тоже требуют уважительного отношения к этим самым мумиям, хотя и не являются прямыми потомками фараонов. А мы – прямые потомки наших предков.

Вот почему мы и попросили Сергея Шойгу проявить максимально толерантное отношение к традиционным верованиям и культам тувинцев при реставрационных работах на озере Тере-Холь. И позволить жрецам, священнослужителям и представителям традиционных тувинских конфессий провести умилостивительные обряды духам предков до начала раскопок в Пор-Бажыне. Отбирая участников археологических раскопок, мы просили не допускать к нашим священным местам питерских археологов, запятнавших себя осквернением культовых мест на территории Тувы и Горного Алтая.

Шойгу на встрече с депутатами Великого хурала заверил, что все пожелания, изложенные в нашем обращении, будут учтены. При личном общении со мной он подтвердил, что выполнит нашу просьбу.

– Один шаман, как известно, провел такой обряд на Пор-Бажыне и спустя некоторое время скоропостижно скончался.

– Обряд умилостивления должны проводить не шаманы, а жрецы, истинные приверженцы той древней религии, которая существовала во времена уйгуров.
 

Вернуться назад

Александр Филатенко
ИД "Вечерний Красноярск"