главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

9 июля 2007


  Большой праздник — Ысыах

…Мы — пограничная страна не только вдоль, но и вовнутрь. Страна-матрешка. Каждые вложенные в одну историческую судьбу и в одно пространство край-округ-республика отделены языком, расстоянием, пейзажем, привычками, зависимостью от, независимостью для… Из иллюминатора — вздыбленная земля с окраской зебры: Уральский хребет. Еще три часа — и Якутия.

Река Лена бело-розового цвета. Пурпурное солнце уходит туда, где Владивосток — совсем недалеко. Полночь и два полумесяца: один — в небе, другой — в реке. Пространство-воздух-звук-пространство… У трапа стилизованные шаманы отгоняют злых духов от делегации. В стороне скромно ждут своей очереди три растерянных православных священника с кадилом. Здесь живет самый большой малый этнос нашей страны — якуты.

Это большой праздник — Ысыах, якутский Новый год. Город готовится — транспаранты, сцены, улыбки. Все на самом деле. Летнее солнцестояние не обманывало якутов никогда. А они теперь недоверчивые. Якуты осторожно говорят о политике и тогда уводят глаза вниз и влево, но о себе и своей земле говорят гордо: «Вы где-нибудь видели такие пространства?.. Якуты помогли победить во Второй мировой войне!.. У нас самые красивые обряды — вы обязательно посмотрите, когда будет праздник!». И только искренняя заинтересованность, которую они все ловят каким-то особым чутьем, рассеивает исторически, наверное, приобретенную подозрительность.

Тут белые ночи. Они, правда, белые только по инерции, а так — все оттенки стали: плавильные, холодные. Художественными пятнами — кровь на разбитом асфальте напротив ночного клуба. Это не удивляет, потому что все наши познания о якутах — о недостатке фермента, перерабатывающего алкоголь в организме. Мы с нашей «великоросской» толерантностью почему-то всегда готовы этому неискренне посочувствовать. В Якутске до сих пор переживают из-за шестилетней давности статьи о здешнем пьянстве: «Будете тоже писать об этом?». Не буду!

В этом дрожащем воздухе хочется дышать полной грудью, и поэтому ты сам по себе немного пьян. Низкие деревья отдаляют горизонт. Очень жарко, даже ночью почти жарко. И эта земная якутская сказка-эпос всего два месяца в году. Остальные десять — тяжелая одноцветная зима. Дома в городе строятся на сваях, потому что фундамент не проложить, два метра вглубь — и ледник. Только в эти два месяца якуты могут принимать гостей, потому что гость стонет, начиная с минус двадцати. В якутском языке тысячи прилагательных для характеристики снега. И летом как компенсация — яркие краски в праздничной одежде и много смеха и танца. Якутчанки красиво одеты. Женственно и по моде. Разлетающиеся цветастые блузки, узкие джинсы, короткие юбки, декольте, маникюр, яркие губы, белые зубы, вызывающие ответный взгляд глаза. И национальные украшения: серебро, золото, бриллианты. Самый популярный рисунок — изображение стерха. «Неужели вы думаете, что стерхи — это японская птица? Это исконно якутский вид». В эти дни в городе встречались люди в национальных костюмах. Сочетание сегодняшнего и былинного усиливало ощущение… чего?.. нереальности и обостренной восприимчивости к деталям. То, что для якутов — быт, для нас — хроники другой планеты.

…В тот день Ньургун Колесов взял в жены Аюне. И она стала Колесова. На этой свадьбе в селе Намцы тамадой был корреспондент местной газеты Саша. Так современный Саша проводит свободное время и подрабатывает. На свадьбе Колесовых Саша-шаман-корреспондент пел тойук (импровизированное воззвание к духам), совершал алгыз (кормил огонь) и под марш Мендельсона вручал молодым свидетельство о браке.

На большие события все якуты кормят огонь — кидают в него оладьи на сливочном масле, льют кумыс. Задабривают духов. «А я своему сыну говорю — не рви цветок, не надо. Зачем любоваться на мертвый цветок дома? Какую радость он тебе принесет? Лучше пусть живет в земле и радует всех. Когда мы срываем какое-нибудь растение, мы просим у него прощения. Вот у елки на зимний Новый год просим прощения», — откровенничает сотрудник республиканской администрации. Православие тут 375 лет вынуждено быть терпимым и гибким.

«Верите ли вы шаманам?». Они отвечают: «Человек Саха об этом не говорит — есть такие вещи, о которых надо молчать». Молчать надо о многом. Развитая кланово-родовая система, а чиновник — весьма уважаемая профессия. Якутия — богатая: алмазы, газ. Когда в центр стадиона во время празднования Ысыах выходит Николаев — бывший президент республики, аплодисменты не умолкают несколько минут. Штырова озвучивают гораздо слабее. «Это же просто объяснить: Николаев — якут, а Штыров — русский, хотя и наш». «Штыров сдал нас Москве, все богатства отдал». Сквозь разноцветную людскую толпу проходят большие чиновники. Президент Саха ведет Германа Грефа показать праздник: «А вот тут у нас балаган «Единой России», — рассказывает министру президент Штыров. Прошли, и как будто и не было этих людей в костюмах. А люди тянутся, тянутся к полю. Колонны машин поднимают пыль. Семьи идут с большими сумками и матрасами под мышкой — ждать рассвет, встречать новое солнце всем вместе, подняв к нему руки.

— Уруй айгал! — кричит шаман в белой медвежьей шкуре.

— Уруй айгал! — взвывает толпа.

Звук варгана вперемежку с гимнами, сочные запахи мяса. Обряд окропления огня, травы и деревьев священным напитком из оленьего молока. Все заворожено смотрят. «Вам нравится? Вам правда нравится?». Им действительно важен ответ. Утвердительный ответ. Потому что у якутов всего два месяца в году для приема гостей. Потому что большие расстояния, непроходимая тундра. А конгресс, официальные делегации, люди в костюмах — это необходимая плата за возможность принять гостей, рассказать о себе и почувствовать себя народом, а не частью.

P.S. Когда день все равно что ночь, когда дрожит воздух, когда кругом — небо, то теряешь время и себя. Тут понимали мой язык. Я надеюсь, что поняла хотя бы часть того, что они хотели нам сказать.
 

Вернуться назад

Анна Шамбурова
По материалам "Новая газета"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024