главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

24 мая 2007


  Шаманский костюм стоимостью 4,5 миллиона рублей

Шаманский костюм стоимостью 4,5 миллиона рублей и бубен ценой в полтора миллиона. Два уникальных экспоната из этнографической коллекции амурского краеведческого музея отправились в Москву.

Шаманский костюм стоимостью 4,5 миллиона рублей и бубен ценой в полтора миллиона. Два уникальных экспоната из этнографической коллекции амурского краеведческого музея отправились в Москву.

Реставраторы обещают сделать из почти вековых предметов конфетку, а суеверные люди говорят: шаманский костюм не то что реставрировать, трогать опасно.

Средства на реконструкцию шаманской атрибутики в рамках федеральной целевой программы, направленной на развитие и сохранение культуры и искусства, выделили федеральный и областной бюджеты. Заявки на гранты музейщики писали последние пять лет, однако выбить деньги удалось только в нынешнем году.

- Музею уже 115 лет, а вот так основательно мы еще ни один предмет ни разу не реставрировали. Для нас это первый подобный опыт, поэтому все проходит в достаточно напряженном режиме, - рассказывает заведующая выставочным центром областного музея Ольга Сашнина. - Мы рассмотрели сохранность костюма и бубна, после этого фондово-закупочная комиссия огласила оценочную стоимость двух этих предметов. Она составила 6 миллионов рублей.

В заявке, направленной в Министерство культуры и массовых коммуникаций, значилось шесть предметов - два шаманских костюма, два бубна, колотушка и нагрудник. Однако денег хватило лишь на ремонт двух - костюма шамана Растолова и шаманского бубна. Всего на реставрацию экспонатов, по словам консультанта управления культуры областной администрации Виталия Ребизанта, выделено почти 350 тысяч рублей. Для командировки в столицу экспонаты пришлось нарядить в «шубу». Каждую деталь завернули в синтепон и затем, обернув водонепроницаемым материалом, положили во вполне тривиальную коробку.

- Сам костюм мы сняли две недели назад, чтобы дать ему немного отдохнуть перед поездкой. Дело в том, что у нас был печальный опыт, когда некоторые предметы портились после того, как их, сняв с экспозиции, сразу упаковывали. Поэтому некоторое время костюм привыкал к новым условиям, лежа на плоской поверхности. Все-таки он 18 лет провисел в витрине, - рассказывают музейщики.

Сейчас в Амурском областном краеведческом музее имени Г. С. Новикова-Даурского находится около двухсот предметов из этнографической коллекции. Как отмечают сами музейщики, поступления в нее - большая редкость. Во-первых, эвенков осталось не так много, а во-вторых, они отошли от традиционных промыслов. В последние годы несколько экспонатов поступили из Селемджинского района, однако большинство из них новоделки, хотя и изготовлены по старым технологиям.

Как отмечают исследователи эвенкийской культуры, маловероятно, что в ближайшие годы фонды музеев пополнят новые костюмы эвенкийских шаманов. Это возможно только в том случае, если появятся новые шаманы. Сейчас в Амурской области есть лишь один претендент на получение статуса шамана, однако станет ли он им, неизвестно.

Последние признанные шаманы Приамурья умерли почти два десятилетия назад. Жили они на севере области, преимущественно в Тындинском районе, в селах Усть-Нюкжа, Усть-Уркима, поселке Первомайский. Случалось, что в годы советской власти предметы шаманской атрибутики изымали, однако к 1980-м годам к традиционной культуре возник нешуточный интерес, и давление ослабло. Поэтому попасть в музей против воли обладателя или его близких шаманский костюм не мог. По традиции после смерти шамана его одежду уносили в лес и вешали на дерево: считалось, что хранить в семье ее опасно. В тайге под открытым небом костюм может провисеть лишь пару лет, затем он придет в негодность.

Сейчас у амурских эвенков остался лишь один шаман, да и тот живет в поселке Иенгра, расположенном на юге Якутии. Однако границы регионов для эвенков-орочонов условны, и в случае чего за помощью они обращаются к Савею. На сегодняшний день в культуре амурских эвенков Савей остается единственным шаманом, который имеет сделанный по всем правилам костюм и использует его в ритуальных целях.

В музеях области есть лишь шесть шаманских костюмов, находящихся в разной степени сохранности. Два из них хранятся в Зее, еще пара до недавнего времени была представлена в экспозиции областного краеведческого музея, остальные хранятся в его фондах.

Ритуальное облачение эвенкийского шамана Ивана Растолова поступило в музей в 1933 году. С тех пор его ни разу не реставрировали. Последние 18 лет шаманская экипировка висела в экспозиции на первом этаже, рядом с костюмом даурского шамана. Специалисты заявляют: Иван Растолов был очень сильным шаманом. Об этом свидетельствуют шкура медведя, из которой сшит костюм, большие металлические рога на шаманской шапке и огромное количество изображений духов-помощников.

До конца недели экспонат отправится в Москву. Там им займутся специалисты всероссийского реставрационного центра имени академика Грабаря. Как говорят специалисты областного музея, реставраторы должны очистить костюм от пыли и ржавчины, восстановить бубен и законсервировать их, чтобы прекратить дальнейшее разрушение.

Этнографы признаются: важно реконструировать не только сам костюм, но и те верования, которые стоят за ним. «Сейчас осталось не так много оригинальных носителей эвенкийской культуры. В силу этого то, что осталось, обладает огромной ценностью, является оригинальным источником, по которому можно реконструировать эвенкийские верования. И, вернув их народу, который создавал эти вещи, восполнить некоторые пробелы их культуры», - рассказывают в общественной организации «Даурия».

- Шаманский костюм - это своеобразная энциклопедия шаманских знаний, и атрибутика на нем далеко не случайная, - утверждает доктор философских наук заведующий кафедрой религиоведения Амурского госуниверситета Андрей Забияко. - В каждом элементе шаманского оснащения запечатлена в свернутом виде некоторая мифологическая или религиозная идея. Например, ленточки на наряде - это изображения дорог, которые открыты шаману духами. Фигурки птиц, зверей или рыб воспринимаются как вместилища духов. Через эти изображения шаман лично связан с духами, которые вселяются в фигурки в момент камлания. И мало того что одеяние шамана - это энциклопедия традиционных верований, это также выражение его личного статуса, показатель опытности. Какой духовный опыт есть у шамана, какие у него есть духи-охранители, так костюм и выглядит. Поэтому наряд каждого шамана индивидуален и уникален.

- Эвенки верят, что к шаманскому костюму лучше вообще не прикасаться. Я когда смотрю на него, говорю себе: «Так, не будем заниматься мистикой, мы относимся к этому предмету как к экспонату», - признается Ольга Сашнина. - Но вообще не исключено, что какая-то энергетика существует, все-таки люди верили, и может быть, им это помогало.

Бывшие музейщики рассказывают легенду, согласно которой однажды ночью при обходе помещений они увидели, как висевший в закрытой стеклом витрине костюм шамана Ростолова раскачивался. Впрочем, большинство ученых к подобным историям относятся скептически, предлагая оставить их на совести рассказчиков.

- Вопрос заключается не столько в том, объективно ли существуют эти духи, а в том, кто во что верит. Если люди твердо верят в это, то для них существование духов, участие их в жизни человека представляется совершенно реальным делом. А поскольку всякая реальность обладает над человеком определенной властью, то соответственно она может приносить какой-то положительный или отрицательный эффект, приводить к каким-то следствиям в жизни человека, воздействуя, конечно, на его психику. При этом на людей, которые в эту реальность не верят, она, существуя рядом, никакого воздействия не оказывает», - уверен профессор Забияко.

Сейчас в музее намечается реэкспозиция. Чтобы привести в порядок витрину, потребуется примерно месяц. На месте, где до недавнего времени висели костюмы, планируют разместить шаманскую атрибутику из фондов музея. Это несколько шапок шамана, ряд нагрудников и колотушек.
Отреставрированный костюм должен вернуться в музей до конца года.

После этого краеведы планируют организовать выставку одного экспоната. За новейшую историю музея таких было всего две. Сначала выставляли Албазинскую икону Божией Матери, затем усть-нюкжинский метеорит. Шаманский наряд планируют поставить в центре зала в прозрачной витрине. Его можно будет разглядеть со всех сторон. На стенах повесят стенды с текстовой информацией о материальной и духовной культуре эвенков-орочонов. Планов по организации отдельного зала этнографии в музее пока не строят. Для этого, по самым скромным подсчетам, нужно несколько миллионов рублей.
 

Вернуться назад

Сергей Становкин
"Амурская Правда"

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024