главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

4 июля 2007


  Обо хранит свои тайны

Много святых мест находится на территории Байкальского региона. В каждом районе Бурятии есть священное культовое место, так называемое обо.

Обо посвящалось хозяину-эжину данной местности и представляло собой пирамидально сложенную груду камней обычно на возвышенности, часто место для обо выбиралось в привлекательном взору месте, например, возле необычных по форме памятников природы. Здесь совершались моления - «духалга»- брызгания» духам местности, здесь просили исполнить заветные желания, у обо оставляли символические приношения: монетки, печенье, конфеты, чтобы задобрить эженов-хозяев местности.

До сих пор сохранился обычай у обо на деревьях завязывать цветные ленточки «зулу», чтобы божества-бурханы помогли осуществить задуманные надежды. Не зря в древности шаманы выбирали для проведения обрядов горы, где они могли общаться с небом и духами местности, на горной вершине острее ощущаешь особое состояние вдохновения, острее чувствуешь красоту природы. Между человеком и горой устанавливается магическое притяжение, когда человек очищается от энергетической грязи и впитывает вибрации добра и любви.

В Бурятии есть загадочное обо, которое надежно хранит свои тайны и не допускает близко до себя. О нем писал Чингис Гомбоин, когда совершал несколько лет назад экспедицию к отрогам Хамар-Дабана... Это обо представляет собой загадку: ученые, специалисты из экспедиции Чингиса Гомбоина так и не сошлись во мнении по поводу его происхождения. По мнению Чингиса Доржиевича, знаменитое обо Чингисхана не могло быть сложено по приказу Великого хана. Оно было сооружено еще до Чингисхана, более 2000 лет назад, и представляет собой громадный искусственный курган на самой высокой и труднодоступной вершине отрогов Хамар-Дабана.

Но обо не зря носит имя великого завоевателя: во время посещения долины Селенги в 1214 году основатель монгольской империи посетил это обо, которое почитал как символ родовых угодий своих предков. Тогда Чингисхан был ранен в ногу в сражении под китайским городом Датун и предпринял поездку полевому берегу Селенги, держа направление к Хамар-Дабану, с отрядом из 12 человек.

Высота кургана - 15 метров, в окружности - 50 метров. Когда-то обо окружал густой непроходимый лес, который сгорел в 30-х годах прошлого века. Скорее всего, это культовое святилище, почитаемое с древнейших времен. По мнению старожилов-бурят, человек, поднявшийся на вершину, где находится таинственное обо, становится единым с богом и устанавливает связь с магической силой этого места.

Обо имеет мистическое влияние: не каждый верующий может подняться на ее вершину. Был случай, когда человек по рангу гораздо выше, чем простой священнослужитель, долго болел после восхождения на это обо. Молебен на обо могут совершать только специально посвященные шаманы. Энергетика этого места очень сильна. Если первые минуты эта энергия восстанавливает ваше тело и это могут почувствовать люди с обостренным восприятием или шаманы, то потом она начинает его уничтожать.

Здесь активизируется энергия предков из далекого прошлого, которые совершали обряды на этом древнем капище, а если говорить по современной терминологии, совершали действия по перекачке энергии. Древняя культовая площадка с обо на вершине Хамар-Дабана всегда привлекала к себе внимание и любопытство, но незримые бурханы-духи этого места надежно охраняют ее тайну.

Культ гор и культ обо имели важное значение в жизни и Чингисхана, и его верного полководца Субудэй-батора, урянхайца, родом из Тувы, которые в начале своей деятельности молились и просили на родовых обо у духов - покровителей гор благополучия и удачи в будущих завоеваниях.

Мир духов - загадочный феномен около­байкальского пространства, связанный всегда с горами, практически с любой возвышенностью Бурятии. Хотя давно изменилась среда обитания бурят, эвенков, сойотов, мир, созданный предками коренных жителей Байкальской Азии пронизывает ее пространство, духи сил природы по-прежнему незримо властвуют на земле, где испокон веков кочевники-скотоводы общались с духами земли, леса, реки.

В прошлом народ воспринимал природу как живой организм и сам, по-своему объясняя происхождение озер, рек, гор, создал преда­ния, легенды, в которых природа поэтически одухотворена. Краевед Виктор Шагдарович помнит немало преданий и историй из прошлого духовного наследия бурят, сейчас почти забытых. Немногие из людей старшего и среднего возраста помнят их.

Он рассказал историю, заставившую его, тогда еще десятилетнего школьника, по-новому взглянуть на обычаи, связанные с обо и с табу-запретами, направленными на сохранение природы...

...Учебный год в сельской школе Кижингинского района близился к концу. Учительница попросила Витю и его друга Колю (только у них были велосипеды) нарвать в ближнем лесу багульник, чтобы на торжественной линейке вручить букеты багульника выпускникам.

Мальчики хорошо знали лес и поэтому быстро катили на «великах» по лесной тропе. Вдруг Коля обратил внимание, что они очутились в таком месте леса, где раньше не бывали.

Здесь было очень тихо, сумеречно и тревожно, у мальчиков почему-то часто забилось сердце, заболела голова. Виктор заметил: высокие темно-зеленые ели (таких он не видел в этом лесу) здесь густо заслоняли небо. Каменистая насыпь-обо загораживала им тропу. Друзья невольно остановились. Обо было сложено из камней разной величины, тропинка к нему заросла.

Мальчики знали местный обычай оставлять у обо какое-нибудь приношение, но поленились, решили, что на обратном пути обязательно заедут сюда и оставят охапки багульника. Они знали, что недалеко, на вершине лесистого холма, цветут роскошные заросли багульника, и потому спешили туда.

Но не успели они отъехать, как вдруг почти одновременно упали с велосипедов и больно ударились о каменистую землю. Тут же раздался дружный смех. Несмотря на резкую боль, Коля успел увидеть группу ребятишек примерно семи лет, которые стояли около обо и смеялись. Заметив, что на них смотрят, дети тотчас пригнулись и спрятались за каменное обо.

Друзья решили попросить у них помощи, приняв детишек за младшеклассников, отправившихся в поход. Они тщательно «прочесали» плоскую вершину с обо, но никого не нашли.

С тех пор Виктор Шагдарович свято соблюдал обычай: оставлять у обо хоть какое-то приношение.
 

Вернуться назад

Алексей Гренадов
Прайм ТВ

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024