главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

28 июня 2007


  Шаманы защитили Иркутск древним обрядом

В минувшее воскресенье в Боханском районе за селом Олонки на берегу Ангары собралось более ста бурят из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов. Большую часть прибывших составляли шаманы. Они провели обряд поклонения духу и хозяину реки Иркут, который называется тайлган (или тейлран). Цель обряда — защитить всех людей, которые живут в руслах Иркута, Ангары и Лены, на ближайшие пять лет от любых бед и неприятностей. Особняком стояла защита Иркутского аэропорта от авиакатастроф.

На тайлагане были принесены в жертву два барана. Живых баранов укладывают на спину и взрезают им брюхо. Потом человек, который приносит животное в жертву, просовывает в разрез руку, разрывает диафрагму и аорту. После этого барана разделывают, снимая с него шкуру как пальто. Баранов варят в огромных чанах, без соли и специй. Потом часть мяса шаманы сжигают, проводя вторую часть молебна и прося о защите уже конкретных семей. Фото Алексея Головщикова.

По мнению бурят, Иркутск назван именно так от Эрхуу — бурятского названия реки Иркут и одноименного духа-хозяина. Поэтому обряд поклонения Эрхуу считается самым важным у шаманов.
На этом молебне всегда производится жертвоприношение животных — баранов и коней. В бурятской традиции конь считается другом, поэтому обряд, в котором производят его жертвоприношение, считается очень важным и значимым.


На тайлган ехали целыми семьями. Колонна из двадцати легковых машин растянулась на несколько километров по Александровскому тракту. Сначала предполагалось проводить обряд в тайге под Иркутском, потом место долго выбирали в стороне от Качугского тракта, наконец окончательно остановились на поляне за селом Олонки, на берегу Ангары.

По бурятским верованиям и традициям отбор людей на присутствие при обряде проводился очень жестко. Не допускалось присутствие людей, у которых в семье у женщины в это время идет менструация. Накануне обряда нужно было устроить дома генеральную уборку. Надо было взять из дома семейный кухонный нож, чтобы резать себе мясо сваренного жертвенного животного. Некоторые везли с собой для этих целей старинные семейные серпы ручной ковки.

Женщины на проведение обряда не допускались — они сидели более чем в ста метрах от места проведения обряда своим кругом и за отдельным столом. Им предписывалось быть с покрытой головой, обязательно в юбках или платьях и в закрытой обуви — никакие босоножки не допускались. Буряты очень трепетно относятся к соблюдению мельчайших деталей и запретам при проведении обряда тайлган — в противном случае считается, что он не будет иметь силы, грубо говоря духи-хозяева мест его не посчитают совершенным.

По дороге следования к Ангаре из машин выбрасывались щепотки риса. Один из шаманов объяснил это так: как есть посты ГАИ на дорогах, так есть и незримые посты хозяев этих мест, где проходит дорога. Чтобы в дороге ничего не случилась плохого, нужно сделать им приношения — деньгами, рисом, побрызгать молоком или водкой. Но не все знают, где именно находятся такие посты, поэтому буряты делают приношения по всей трассе. А временами останавливаются и брызгают молоком и водкой на придорожные деревья или километровые столбики.

Тайлган проводился по веками устоявшимся традициям. На поляне около реки выбирают несколько кустов, образующих периметр. На них повязывают ленточки — это место, внутри которого могут находиться только шаманы. Все мужчины становятся позади этого периметра в линию — между шаманами и рекой никому не позволено находиться. Все стоят лицом к води, при этом глядя строго на восток, туда, где восходит солнце. Шаманы по-бурятски читают молебен поклонения духу Иркута и просят его о защите народа, который живет на его берегах.

Потом были принесены в жертву два барана. Живых баранов укладывают на спину и взрезают им брюхо. Потом человек, который приносит животное в жертву, просовывает в разрез руку, разрывает диафрагму и аорту. После этого барана разделывают, снимая с него шкуру как пальто. Баранов варят в огромных чанах, без соли и специй. Потом часть мяса шаманы сжигают, проводя вторую часть молебна и прося о защите уже конкретных семей.

Накануне проведения обряда люди составляли списки семей целыми деревнями. В списки вносились имена главы семейства, его жены и сыновей. За дочерей семейств шаманы не молятся, объясняя это тем, что девочка выйдет замуж и ее буду охранять духи предков главы этого дома. Эти списки на молебне представители деревень держали в руках и во время сожжения мяса, а позднее, когда в отдельном костре сжигали кости жертвенных баранов, махали ими от костра на себя, как бы собирая дым, и читали фамилии вслух. Считается, что люди, за которых молились, будут в течение нескольких следующих лет находиться под особым покровительством духов, охраняя их от любых бед.

По традиции полагается сжигать эти списки в огне с костями жертвенных животных. Считается, что с дымом сожженных списков люди разговаривают с духами предков. Однако воскресный обряд был предварительным — окончательный, с жертвоприношением двух коней, прошел в среду в Листвянке, на берегу Байкала. На нем и были сожжены списки.

Обряд тайлган проводится раз в три-пять лет. Хотелось бы верить, что его провели по всем правилам и в ближайшие годы как минимум не будет авиакатастроф, которыми Иркутск уже печально известен во всем мире. Возможно, кто-то считает, что все это мракобесие, а у бурят есть более респектабельная религия — буддизм. Но мы живем в местах проживания коренного бурятского населения, и шаманизм имеет никак не меньше прав на существование, чем любая другая религия.
 

Вернуться назад

Берт Корк
«СМ Номер один»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024