главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

28 мая 2008


  Костюм шамана — панцирь и проводник

Этим летом у иркутян и всех гостей областного центра появилась возможность увидеть предметы шаманского культа из коллекции Иркутского областного краеведческого музея. Собранная за долгие годы, она впечатляет. Первые шаманские костюмы поступили в музей в конце 19 века, а основная часть — в 20–30-е годы прошлого века. Всего в музее хранится 17 костюмов, 8 из которых представлены на выставке, открывшейся недавно.

Любой шаманский наряд включал в себя все три мира — верхний, средний и нижний. Ведь шаман обязан был помогать своим сородичам и контактировать с духами всех трёх миров. На его мастерство полагались во многих трудных ситуациях, он камлал в случае болезни соплеменника (камлание — особый ритуал при общении шамана с духами, с помощью которых он посещал разные миры). Фото из каталога «Шаманский костюм».

Шаманизм — целостная мировоззренческая система, определяющая, как должны строиться отношения человека и окружающего мира. Далеко не каждый мог стать шаманом. Одним из условий было наличие соответствующей родословной. «Сила» могла передаваться как по материнской линии, так и по отцовской, причём последнее было предпочтительней. Хотя бывали случаи, когда «шаманский дух» вселялся не в родственника, тогда и человек без родословной мог стать шаманом. Претендующий на эту роль должен был обладать хорошей памятью, интуицией, владеть гипнозом, знать шаманские мифы. Ещё одна особенность заключалась в том, что начало «пути шамана» было связано с появлением «шаманской болезни». На потенциального кандидата наваливались различные хвори, пока он не понимал своё предназначение и не принимал его. Шаман в течение своей жизни мог пройти несколько ступеней посвящения, каждый раз демонстрируя возросшую силу и умения.

По облачению можно было определить, сколь могущественен шаман, на первой стадии посвящения получавший деревянную трость, на второй — бубен с колотушкой и корону, на третьей — железную трость и полное облачение и т.д. По некоторым данным, существовало до 9-ти ступеней посвящения. До таких высот доходили единицы.

Костюм шамана много мог рассказать посвящённым в таинства этого древнейшего культа.

По словам Ольги Чернявской, завсектором научно-фондового отдела Иркутского краеведческого музея, изучающей эту тему уже много лет, шаманский костюм изготавливали из шкур определённых священных животных. Затем на него нашивались изображения духов-помощников шамана, подвешивались различной формы колокольца (у эвенков, согласно поверьям, колокольчики во время путешествия шамана по разным мирам превращались в птиц и помогали ему). На грудь и на спину костюма, как панцирь, пришивались металлические пластины, оберегавшие шамана от враждебных духов.

Облачение в среднем весило 5–7 кг, но некоторые образцы, дошедшие до нас, достигают массы 15 кг.

Повествовал костюм и о том, с каким миром общался шаман. Перья орла, ястреба, изображения оленя, марала, лося — знаки общения с духами верхнего мира. Перья филина, совы, изображения медведя, выдры — свидетельство контактов с духами нижнего мира.

Очень важно знать, что облачение шилось не по личному желанию или прихоти, а по особому внушению духа, который унаследовал шаман. Этот же таинственный дух становился духом-хозяином костюма.

Любой шаманский наряд включал в себя все три мира — верхний, средний и нижний. Ведь шаман обязан был помогать своим сородичам и контактировать с духами всех трёх миров. На его мастерство полагались во многих трудных ситуациях, он камлал в случае болезни соплеменника (камлание — особый ритуал при общении шамана с духами, с помощью которых он посещал разные миры). Также после смерти человека шаманы помогали его душе перейти в нижний мир. Кроме того, они осуществляли ритуал испрашивания души ребёнка. Этот обряд проводился в бездетных семьях, дабы духи даровали детей. С помощью камлания просили хороший урожай, удачной охоты, исцеления. У шамана был целый сонм духов-помощников в виде так называемых онгонов — изображений и скульптурок птиц, зверей и даже людей. Считалось, что онгоны являются вместилищем духов умерших предков (домик для духа). Их изготавливали из дерева, камня, кости, металла, шкур, украшали перьями и бусинками. Духа кормили, обмазывая онгон жидкой пищей, одевали, прикрепляя кусочки ткани.

На каждый случай был свой дух-покровитель: онгон кузнечный, оленеводческий, онгон — хранитель семейного очага, хозяин огня, женский или мужской.
 

Вернуться назад

Алена Сабирова
«Аргументы и факты»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009