главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

10 октября 2008


  В Красноярске найден уникальный чертеж шаманского чума эвенков

В 2006-2008 гг. старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея Михаил Семенович Баташев впервые ввел в научный оборот найденные в музейных хранилищах фотоснимки, чертежи и описание шаманского чума эвенков с изображением реки. Шаманская юрта с двумя канавками в земляном полу была открыта научной экспедицией Красноярского музея 14 июня 1921 года на Подкаменной Тунгуске в устье реки Фитили, недалеко от современного Чемдальска. Среди участников экспедиции были директор музея А.Я.Тугаринов, этнограф М.А.Дмитриев, краевед П.Т.Воронов и другие специалисты.

В 2006-2008 гг. старший научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея Михаил Семенович Баташев впервые ввел в научный оборот найденные в музейных хранилищах фотоснимки, чертежи и описание шаманского чума эвенков с изображением реки. Шаманская юрта с двумя канавками в земляном полу была открыта научной экспедицией Красноярского музея 14 июня 1921 года на Подкаменной Тунгуске в устье реки Фитили, недалеко от современного Чемдальска. Среди участников экспедиции были директор музея А.Я.Тугаринов, этнограф М.А.Дмитриев, краевед П.Т.Воронов и другие специалисты.

Река-канавка, прорытая от входа в чум к задней его стене, подтверждает и иллюстрирует сообщения исследователей семантики шаманских чумов о том, что все сооружения эвенкийских мольбищ – восточная галерея дарпэ, центральный чум, западная галерея онанг – мыслились находящимися на мифической реке, текущей с востока на запад. Река считалась дорогой, соединяющей верхний, средний и нижний миры вселенной.

Материалы красноярской экспедиции содержат нижеследующее описание: «Почти в центре юрты находится очаг, угли в котором еще сохранились. Невдалеке от очага, ближе ко входу в юрту, стояла нетолстая, неочищенная от коры лиственка. От входа в юрту к задней ее стене прорыта неглубокая канавка… Влево от главной канавки, близ кострища, отходила другая небольшая канавка. Обе канавки изображают реку с притоком» (М.С.Баташев, Материалы Красноярского музея по культовым сооружениям эвенков, «Енисейская провинция» № 2, Красноярск, 2006).

В шаманском чуме, увиденном А.Ф.Анисимовым, костер с четырех сторон был обложен деревянными рыбами, символизировавшими воды (А.Ф.Анисимов, Шаманский чум у эвенков и проблема происхождения шаманского обряда, Труды Института этнографии АН СССР, том 18, 1952).

Очаг и река в интерьере шаманского чума символизируют главные стихии мироздания.

В эвенкийских мифах о появлении земли из космических вод мамонт Сэли формировал горы и долины, а змей Дябдар прокладывал своим телом русла для рек.

Когда солнце и огненный змей осушили океан, герой Каптандыр восстановил баланс стихий, заполнив ложе океана кровью змея, превратившейся в воду:

«Каптандыр слыхал, что где-то за сухим морем живет дочь солнца, очень красивая и хорошая девица. Долго скитался по разным местам, пока нашел море. Оно было без воды, в виде глубокой, большой ямы с песчаным дном; отправился он по морю и через долгое время дошел до богатого стойбища; в середине он увидел прекрасную дочь солнца... Каптандыр увидал вдалеке быстродвижущийся огонь; скоро стало видно, что это – змей… Каптандыр стал рвать на части громадное тело змея. Потекла кровь рекой и наполнила все море, кровь впоследствии стала водой» (Г.М.Василевич, Материалы по эвенкийскому /тунгусскому/ фольклору, Л., 1936).

В статье «Реки Сибири» Л.Р.Павлинская отмечает: «В мифологии эвенков образ змея включает в себя все семантические смыслы, присущие ему в индоевропейской традиции: и водную стихию (миф о сотворении реки и происхождение воды из его крови), и стихию огня (его связь с солнцем и высушенное море). Необычайно интересен в эвенкийском мифе мотив вода-кровь. Река, текущая кровью, восходит к древнейшему космогоническому сюжету о сотворении мира из частей тела мифического дракона» (Реки и народы Сибири, СПб., 2007).

И.М.Суслов указывал, что в шаманском чуме кровь принесенного в жертву оленя переливалась в тело гигантского калира (мамонта). Жизненная сила калира питала прочие деревянные изображения шаманского чума.

Шаманские чумы являлись моделями вселенной, поэтому сооружение шаманского чума могло символизировать сотворение мира из первичных вод – «то самое время, когда появилась земля, когда все оживало». С изображением космической реки в шаманском чуме связаны народные представления о способности шаманов имитировать наводнение:

«Шаман собрал весь народ, заставил поставить чум и стал шаманить в нем. Внутри чума то тут, то там побежали реки, заиграли рыбы. Когда же люди опомнились, ни воды, ни рыб не оказалось, и шаман куда-то исчез» (А.А.Попов, Долганский фольклор, Л., 1937);

«Шаман отворяет дверь юрты и в ней сделается большая вода. В этой воде шаман метает сеть и попадает ему рыба. Шаман схватит ее рукой и отдает рыбу кому-нибудь из присутствующих: «Держи крепче!» - скажет ему. Но в воде, пущенной шаманом, много ходит рыбы, и шаман наловит ее столько, что каждому из присутствующих дает по рыбе, и те держат ее крепко, как первый. Потом шаман ходит, ходит по юрте, песни поет и, наконец, скажет: «Ну, давайте рыб». Каждый хочет отдать ему рыбу, взглянет: а ее нет. Это значит, шаман всех обморочил. Тут снова шаман открывает дверь: не станет ни воды, ни сети, и куда все это делось, никто не знает» (И.А.Худяков, Краткое описание Верхоянского округа, Л., 1969).

«Мне единственный раз за все мои поездки по Енисейской ry6epнии довелось слышать о русском шамане, вышедшем из среды крестьян, от крестьянина деревни Бедобской, Григория Шумилова. Он рассказывает: «А вот у нас, барин, есть и ис хрестьян Петрован Фомич Рукосуев с Чухши, так он шаманит, как настояшшый тунгус. Придёшь к ему ненароком (т.е. случайно, неожиданно), глядишь, бегат по избе-то, шаманит. Говорит: «езлив хотите напушшаю воды в избу», - и верно, все на палати лезут, изба полна воды, боятца все» (И.А.Чеканинский, Следы шаманского культа в русско-тунгусских поселениях по реке Чуне в Енисейской губернии, «Этнографическое обозрение» 1914, № 3-4).

Вопрос о соотношении «вод жизни» и «вод смерти» в реке шаманского чума неясен и требует специального исследования.

На основании доступных нам ограниченных и противоречивых сведений по религии эвенков можно с осторожностью предположить, что в восточной галерее дарпэ река символизировала все живое и защищала людей от злых духов. Эвенки объясняли И.М.Суслову, что «шаманство происходит на воде, а не на земле, так как из земли во внутрь чума всегда могут проникнуть злые духи или даже сам харги». «Когда проникает в чум последний из присутствующих, щуки скрывают под водою души всех туда прошедших, охраняя нити душ от возможного похищения (обрыва) их злыми духами» (И.М.Суслов, Шаманизм как тормоз социалистического развития, Антирелигиозник, 1932, № 17-18). Согласно правилам детской игры «Харги и озеро» злой дух может действовать на суше, но не на воде (К.М.Рычков, Енисейские тунгусы, Землеведение, 1922, кн. 1-4).

По принципу инверсии в западной галерее онанг животворящая «вода-мать» превращалась в «реку смерти». Работая на восточном направлении щуки хранят души живых, на западном направлении щуки отвечают за души умерших. Так, в одном из ритуальных песнопений эвенков щука по реке смерти переносит душу покойника в мир мертвых (Г.М.Василевич, Материалы по эвенкийскому /тунгусскому/ фольклору, Л., 1936).

На космической реке шаманского чума устраивались «плотины» из деревянных изображений мамонтов, рыб, птиц и других стражей. Подобные «плотины из мамонтов» упоминаются в сибирском фольклоре:

«Ехали, ехали и доехали до катящей гальку каменистой Оби; через нее плотно сооружена плотина из мамонтов и юров. Младший муж работал веслами в глубоко сидящей лодке с водяной кормой, в которой он сидел; ему едва удалось прорваться через плотину из мамонтов, через плотину из юров. Он сказал, обернувшись назад:
- Брат, и ты в твоей глубоко сидящей лодке с водяной кормой, в которой ты сидишь, поднимай хорошо заостренное весло к носу лодки, поднимай хорошо весловище весла, снабженного весловищем.
И старший муж едва проскользнул через плотину из мамонтов и юров. Те лодки, в которых находились простые воины, опрокинулись в воду, и они были съедены мамонтами и юрами. Страх Внушающую Кольчугу из Полотна Многих Земель Носящий Богатырь сказал:
- Брат, пробьем эту плотину из мамонтов и юров. Иначе никакая женщина, никакой мужчина не смогут проехать по поверхности катящей гальку каменистой Оби.
Они вошли в семибездную священную воду и начали махать мечом. Куски мамонтов и куски юров стало относить течением. Они пробили плотину из мамонтов и юров, сели в лодки и начали грести пальчатыми веслами, снабженными пальчатыми перекладинами» (Мифы, предания, сказки хантов и манси, М 1990).

В публикации 2006 года М.С.Баташев сообщал: «Уже списанная, но случайно сохранившаяся книга «Инвентарь этнографического отдела», составленная в 1921-1931 гг., позволяет в какой-то мере воссоздать облик шаманских чумов, увиденных Дмитриевым и его спутниками во время путешествия по Подкаменной Тунгуске. Имеются в наличии и негативы фотоснимков, сделанные, скорее всего, А.Я. Тугариновым и фиксирующие отдельные детали обоих культовых мест. Кроме негативов и описаний чумов, имелись и планы обоих мольбищ, но, к сожалению, план первого из них не сохранился» (М.С.Баташев, Материалы Красноярского музея по культовым сооружениям эвенков, «Енисейская провинция» № 2, Красноярск, 2006).

Продолжив поиски материалов экспедиции 1921 года, М.С. Баташев нашел считавшиеся утраченными чертежи шаманских чумов. Труд и ответственность ученого заслуживают высокой оценки от заинтересованных исследователей и благодарных читателей.
 

Вернуться назад

Юрий Клиценко
"Известия"

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009