главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

7 ноября 2008


  Пророчество Варнашки

Сотни лет село Большое Голоустное являлось воплощением сельской идиллии, сюда даже электричество провели только в конце прошлого века. Но чиновники решили, что хватит селу прозябать на обочине цивилизации, и объявили о запуске проекта особой экономической зоны с красивым названием «Ворота Байкала». Здесь будут построены всяческие отели, деловые центры, причалы и прочие радости, которые позволят обеспечить круглогодичный туризм на Байкале. Однако корреспонденты «Пятницы», побывавшие на месте будущей ОЭЗ, выяснили, что не все жители села радуются перспективе превращения Большого Голоустного в туристическую Мекку.

Священное дерево — раздвоенная лиственница на въезде в деревню, три века охранявшая людей от злых духов, теперь постоянно становится объектом надругательства для заезжих коммерсантов.

В основном Большое Голоустное населяют буряты, которые трепетно относятся к культуре и традициям своего народа. Есть даже фольклорный ансамбль «Байгал-Далай», что в переводе с бурятского значит «останови огонь». Образовался он не по указке сверху, а по велению сердца местных энтузиастов. Все участники ансамбля являются пенсионерами.

Егор Алексеевич Пичеев — единственный мужчина в ансамбле. Высокий рост, орлиный профиль, байкальская стать. Он потомственный шаман. Знает все священные места, ритуалы... Говорит, что исконная вера была всегда. Даже когда ее запрещали в советские годы, люди потихоньку проводили обряды и ритуалы, делали дарасун... Но сейчас для всего этого наступают трудные времена. Артисты ансамбля, хранители национальной культуры к предстоящему превращению Голоустного в экономическую зону относятся с тревогой и опаской.

— Мы не хотим, чтобы наш поселок стал похож на Листвянку с такими же китчевыми отелями и шумным рынком, — переживает Валентина Пастухова (руководитель кружка бурятской культуры). — Хотелось бы сохранить самобытность, а то дети забывают обычаи, бурятский язык. Но все, что нам дорого и свято, забирают под экономическую зону, и мы ничего не можем возразить. Получается, что мы, местные жители, здесь и не жили триста лет.

Как известно, бурятские обычаи и вера тесно связаны с природой, с поклонением духам гор, степей, рек и природных стихий. Аборигены считают, что если в степи построят бизнес-центры, то духи-покровители навсегда покинут это место. Нарушится извечное равновесие земли и неба. И наступит конец...

— У нас к священным местам трепетное отношение, — объяснят Валентина Николаевна, — мы верим, что духи жестоко мстят тем, кто нарушил их покой. Женщины из ансамбля привели несколько красноречивых примеров. На горе Майлгар, которую можно увидеть из села, имеется шаманское захоронение. Это не простое кладбище, а культовое место, где были сожжены (согласно древнему ритуалу) останки семи поколений шаманов.

— К этой горе даже близко подойти нельзя, — объясняет Валентина. — Был случай, когда построили там конюшню, так конюх вскоре повесился. Клавдия Васильевна вспомнила другой трагический эпизод, как конь убил копытами женщину. Все восприняли это как возмездие за надругательство над священным местом. Теперь гора тоже входит в экономическую зону. Знающие люди уверены, что ничего путного из этой затеи не получится. Духи шаманов обязательно отомстят.

Но бизнес неумолимо наступает на поселок, попирая местные законы бытия.

— Одно священное дерево, которое охраняло деревню, спилили, — возмущается Валентина. — На другое повесили табличку «Кемпинг». Разве так можно?! Клавдия Михайлова в заключение напомнила старинную легенду о бурятском юродивом Варнашке (Барнашке), который предсказал падение на азиатском материке «красной империи», а также добычу со дна Байкала «черного золота», затем осушение и перекачку воды из моря-озера в искусственную котловину, заселение его берегов иноземцами (но не русскими) и что бурят переселят на чужбину. Неужели пророчество начинает сбываться?
 

Вернуться назад

«Пятница»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2009