главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

3 января 2009


  Когда из гор выходят духи

Павел Попельский живёт в Амурске. Уже много лет он занимается исследованием неведомого – собирает досье загадочных фактов, записывает свидетельства очевидцев различных феноменов, изучает древнюю культуру приамурских народов, в которой ему открываются тайны минувших эпох.

Предлагаем вам три истории из его рукописи «Последние загадки Приамурья». В следующем выпуске «Мира неведомого», который выйдет в январе 2009 года, предполагаем опубликовать другие его заметки.

Мавзолей и мумии нанайцев
Помню, семнадцать лет назад прочитал книгу одного известного этнографа. Называлась она «Шаман: личность, функции, мировоззрение». В ней, в частности, приводился такой факт: на реке Анюй у старого Моло Онинка был домик - обиталище духов, наполненный идолами. И звался он «декасон».
Недавно умерший замечательный хранитель местных легенд, один из моих лучших информаторов рассказывал: «Никакого «декасона» никогда не было! Есть шаманское название «декасо» - что-то гигантское, большое, как дом, но не дом. Декасо - огромное каменное сооружение. И еще. В нём не живут».
Может, этнограф специально наводил в книге тень на плетень, дабы не повредить древности?
Несколько лет назад я узнал о … мумиях трех поколений нанайского рода Онинкан. Они покоятся в гробах, наполненных светящимся составом. Это захоронение находится как раз на реке Анюй где-то у Верхней Маномы. А ведь фамилия старого Моло Онинка - это и есть Онинкан. Значит, его закамуфлированный этнографом «декасо» запросто мог оказаться вместилищем этих гробов, своего рода приамурским...мавзолеем?
Тот же информатор поведал мне и о способе мумификации местных. «Знаешь, - говорил он, - есть у нас «спящие», прошедшие определенную технологию бальзамирования. О них говорят «эмуту уюн най» - «как будто живой человек». Способ приготовления состава возможно утрачен, но еще в 50-х годах прошлого века старики рассказывали, что бальзамировали предков…»
Тут есть одна любопытная деталь. Нанайцы хоронили усопших в деревянных гробах, помещаемых на нары внутри особых избушек- кэрэнов. Кэрэны перестали строить в 50-е годы – атеистическая пропаганда и борьба с шаманизмом сделали своё дело. Но кэрэны, надо полагать, сохранились. По свидетельствам некоторых очевидцев, мумии содержались не в жидком составе, а окутывались неким светящимся дымом. Как в нынешних шоу-программах!
Странно, что о «декасо» в этнографической литературе написано мало и, скажем так, достаточно туманно. Аборигены почему-то не рассказывали о них. Секреты мумификации были известны шаманам, но где теперь те шаманы?

Обсерватория озера Болонь
Все древние народы, и приамурские – не исключение, следили за движениями светил и строили каменные арки и коридоры - «звездные врата». У нас на Амуре это называлось «даалику» или «даа линко» – «проход, переход». Сведения о них известны лишь посвящённым и никому не разглашаются. Но остатки некоторых «даалику» ещё можно найти…
Посреди озера Болонь на острове Ядасян до 50-х годов прошлого века возвышались две плиточные постройки – «коридоры» с гранитными гробами и, соответственно, мумиями в них. Напротив этих сооружений находились две каменные арки.
Известно, что в середине 50-х годов часть острова взорвали, камень вместе с артефактами увезли на строительство Комсомольска-на-Амуре и Амурска. При этом с местными старожилами даже не посоветовались, стоит ли уничтожать здешние древние строения.
Между тем, арки и «коридоры» строений гробниц вместе с рельефом озера составляли особый комплекс, ориентированный на солнце. Предки местных народов проводили тут свои мистерии. Сваи на острове были символом плодородия, арки фиксировали положение небесных светил – полученные данные учитывались для охоты, собирательства, ловли рыбы... Получается, тут была своего рода обсерватория, и она имела практический смысл.
Между прочим, название острова можно перевести так: «неустающая мужская сила» (т.е. указывалось на плодородие). Но, с другой стороны, Ядасян – это «перерыв после пути». Странное сочетание, не так ли?
Но всё это не будет казаться странным, если учесть: через арки острова проходила духовная тропа шаманов. Она вела их в потусторонний мир. Считалось, что шаманы отдыхали тут после возвращения из мистических странствий.
Местные старожилы помнят рассказы дедов о том, что на Ядасяне имелись какие-то огромные белые кубы и ритуальные сооружения. Рассказывают, что в середине 40-х годов прошлого века по ним пристреливалась Амурская флотилия. Моряки, впрочем, не знали, во что целились…
Поражаясь сооружениям майя, ацтеков и других древних народов, порой не обращаем внимания на собственные старинные руины. А загадок в них хоть отбавляй!

Сейсмографы дракона
Остров Ядасян, кстати, является вулканическим. Проявления сейсмичности нанайцы называли «пуповиной между землей и небом».
Точно такие же «трясучие места» предки нанайцев знали по всему краю. От наиболее массивных хребтов право- и левобережья отходят подобные «пуповины». В мифах сообщается о неких «божественных драконах», сотрясающих землю. Эти существа жили в горах.
Пример такой горы - Кайлас - напротив села Кондон. Старики обожествляют её до сих пор. Считается: «дракон» может проснуться. И ведь проснулся! В 2005-2006 годах тут отмечались подземные толчки.
Перед ними, месяца за три, над руслом Амура были зафиксированы странные пульсирующие объекты. Кто-то считал их НЛО, кто-то говорил о плазмоидных образованиях, другим они казались шаровыми молниями. Версий много. Но вот что интересно. Старые нанайцы говорят: когда над рекой появляются такие объекты, вслед за ними из гор могут выйти могучие великаны, сотрясающие землю.
Великаны - это, конечно, легенда. Но в мифах отражена реальность: река, как выяснилось, в этих местах пролегает над естественным разломом.
И ещё. Тардоки-Янги, одна из самых высоких гор Сихотэ-Алиня, также считается аборигенами «мировой пуповиной». Почему? Может, это скрытый намек на возможные будущие землетрясения тут?
 

Вернуться назад

«Тихоокеанская звезда»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2010