главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

12 марта 2009


  Тайны белого шамана

В норильском издательстве «Апекс» вышла уникальная книга о шаманах и шаманской атрибутике.

Вещи, даже уникальные, — тленны, а рукописи не горят, так решили издатели «Апекса» и выпустили в свет книгу об идолах и традициях Крайнего Севера «Нганасаны. Коллекция шаманской атрибутики».
– Это творческое дитя имеет свои тайны, свою историю, свои полиграфические особенности, — рассказали на презентации каталога в Публичной библиотеке издатели, Лариса и Станислав Стрючковы.
Книгу и её содержимое весьма занимательно представил и Олег Крашевский — автор коллекции редких и мистических артефактов древнего родового племени нганасан. В 150 километрах от Норильска, на озере Лама, Олег создал собственный этнографический музей. В каталог вошли фотографии полутора сотен культовых предметов и вещей, всего же их в музее — 1200 экспонатов: от элементов шаманских костюмов, бубнов и колотушек до койка, маленького карманного божества древних нганасан, спасающего северных жителей от болезней и нужды.

Увлечённый Таймыром геолог и исследователь Крашевский с юношества особенно интересовался культурой и историей северной земли. Из праздного интереса под влиянием Арсения Башкирова (первого директора норильского музея) это переросло в нечто большее. Когда в 1987 году Олег увлёкся биоэнергетикой и стал лечить людей и предсказывать их будущее, нганасаны и долганы сначала в шутку, а потом и всерьёз начали звать его белым шаманом, стали доверять ему самое сокровенное.
– Так я стал частично выполнять функции шамана, — говорит Крашевский, как чётки, перебирая в руке свои личные культовые обереги, доставшиеся ему от жителей тундры, — иконку с нганасанскими символами на самодельной створке, амулет из кости мамонта и другие. – Со временем вещей, которые мне надарили, накопилось так много, что появилась идея создать музей.
Место долго выбирать не пришлось: музей появился на плато Путорана, на Шайтан–горе — его ещё издревле нарекли «местом силы». Кстати, первого идола именно здесь в 1998 году нашёл Стас Стрючков. Позже Крашевский там же обнаружил следы старого стойбища и остатки шаманских ворот — места камлания («камлать» — совершать ритуальное действо, «перемещаясь» в мир мёртвых и «возвращая» оттуда души живых. — Авт.).

Все находки и подарки от местных представителей древнего народа ня (так называют себя сами нганасаны) представляют несомненный научный и художественный интерес. По понятным причинам в музей, также как и в фермерское хозяйство Крашевского, окружённое водопадами и горами, попасть крайне сложно. Именно поэтому Лариса и Стас Стрючковы, впервые оказавшись там, твёрдо решили во что бы то ни стало сделать этнографическое богатство белого шамана Крашевского более–менее доступным для всех норильчан. Теперь значительную и самую любопытную часть дневней нганасанской шаманской сокровищницы можно увидеть в каталоге «Апекса».

Предметы культа, по мнению этнографа Крашевского, настолько «живые» и всемогущие, что относиться к ним надо с особой осторожностью. Например, домашних идолов койка следует подкармливать, то есть периодически давать им масло или жир — так делали тысячелетиями нганасаны. Следы кормления койка можно увидеть почти на всех их ликах, какими бы они ни были — в виде дву­главого существа, шаманки, ребёнка, оленя или птицы.
С койка и их хозяевами происходят настоящие чудеса: например, стоявшая у Крашевского на полке златоклювая бронзовая гагара трижды исчезала и появлялась вновь. Олег говорит, что каждый раз именно в этот период в его жизни происходили весьма значительные перемены.
Этнограф рассказывает, что обычно у койка просят помощи в различных ситуациях, а после одаривают «божка» подарочками — навешивают на деревянную или металлическую скульптурку замочки, бубенцы, бисеринки и всевозможные подвески. Так идол обрастает заслугами. От этого его значимость и сила увеличиваются в разы.
Спустя 10 лет после первой своей находки, ставшей началом создания музея на древней земле Путоран, Станислав Стрючков стал создателем «шаманского альбома». На презентации каталога он рассказал ещё одну мистическую «штучку»:
– Книга получилась такой, какой должна была получиться, независимо от меня. Несколько раз, если я делал «что–то не так», у меня просто зависал или ломался компьютер. Высшие силы не признавали вертикальную вёрстку — каталог получился горизонтальным. Я думаю, чудеса на этом не закончатся...
 

Вернуться назад

Марина Кузнецова
«Заполярная правда»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2010