главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

4 мая 2009


  Выборы Верховного Шамана России: «За» и «Против»

1 мая 2009 года на сайте электронного журнала «Шаманство» стартовали Первые народные выборы Верховного Шамана России. Событие такого масштаба вызвало большой резонанс не только в России и близлежащих странах, но и по всему миру: в Западной Европе, США, Канаде.

1 мая 2009 года на сайте электронного журнала «Шаманство» стартовали Первые народные выборы Верховного Шамана России. Событие такого масштаба вызвало большой резонанс не только в России и близлежащих странах, но и по всему миру: в Западной Европе, США, Канаде.

Освещать туры проведения голосования вызвались практически все центральные и многие местные российские телеканалы, радио «Голос России», информационное агентство «Рейтер», «Радио Свобода», канал «Russia Today» и многие другие. Выборы поддержали шаманы Бурятии, Усть-Ордынского БАО, Иркутской области, Агинского БАО, Ассоциация сахалинских айнов, шаманы Владивостока, саами Кольского полуострова и другие представители коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока России.

За две недели до начала голосования, которое продлиться в общей сложности до 31 октября 2009 года, в некоторых средствах массовой информации (печатных и электронных) появились статьи, в которых сообщалось, что тувинские и алтайские шаманы, якобы, в полном составе, выступили против выборов Верховного Шамана России, считая их политической акцией, призванной взять под контроль самих практикующих шаманов. «Шаман – не губернатор, не президент и даже не верховное религиозное лицо, чтобы избирать и быть избранным, – сообщает «ТАСС-Сибирь», ссылаясь на результаты собрания членов организации кызыльских шаманов «Тос-Дээр» («Девять Небес»).
Эта позиция кажется довольно странной и, мягко говоря, не искренней. Все организации тувинских шаманов, в том числе и «Тос-Дээр», зарегистрированы как религиозные. В каждой из них есть выбранный председатель, исполняющий руководящую функцию. «Тос-Дээр» и некоторые другие имеют высшее подчинение «президенту тувинских шаманов». Отдельные шаманы уже давно занимают государственные посты, работая при правительстве республики, и во всевозможных ведомствах и министерствах. Искаженное понимание значения выборов Верховного Шамана России видится и в словах тувинской шаманки Ай-Чурек Оюн, возглавляющей «Тос-Дээр»:
«Если верховный шаман из Якутии будет, или из Бурятии будет, то мне придется каждый год туда ездить и там совершать все обряды (если только позовут – О.Д.). Я – против».
И, далее, уже для корреспондентов канала РТР:
«Выборы верховного шамана – это внушение людям, это не правильно. Этого нельзя делать. Человеком нельзя управлять, шаман спасает людей, лечит, а вот чтобы знак такой свыше – шаман на другом уровне сидит и управляет, это даже может закончиться войной».
В том же деструктивном русле мыслит и председатель объединения шаманов Алтая «Белая Вера» Акай Кынов:
«Шаманизм – это не религия, это особое индивидуальное явление (такое индивидуальное, что в «Белую Веру», по словам того же Кынова, входит около 60 шаманов – О.Д.). Объединить нас очень трудно. Не факт, что если выберут главного, то все начнут радостно стучать в бубен – скорей всего, большинство в знак протеста ударят кулаком по столу».

Все это очень напоминает известный детский мультик, созданный в преддверии проведения в Москве Олимпиады – 1980, под названием «Баба-Яга – против». Против – просто так, против – без причины, против, чтобы самовыразиться. А между тем по всей России уничтожаются и оскверняются памятники шаманской культуры, прямо на местах культового поклонения в одночасье воздвигаются православные церкви, поверх древних петроглифов прочерчиваются похабные надписи… Надо отдать должное, что так думают далеко не все тувинские и алтайские шаманы. Более того, ни одного самоотвода, в том числе и от Ай-Чурек, из этих регионов не последовало. Напротив, список кандидатов за месяц до проведения выборов пополнился заявками на участие, присланными в избирком от тувинских шаманов.

Откуда же ветер дует? Как это не покажется странным с первого прочтения – со стороны кабинетных ученых-этнологов и некоторых краеведов, сотрудников местных музеев.
«Такие выборы похожи на бред, – восклицает Р. Ерникова, сотрудник краеведческого музея Республики Алтай. – Не думаю, что настоящие шаманы пойдут на выборы. Если кто и зарегистрируется, то это не шаманы, а люди, которые увлекаются шаманизмом. Те, для кого это не религия (так религия или нет? – О.Д.), а так, хобби или шоу».
Жаль, этого не слышал потомственный бурятский шаман, имеющий в роду 19 поколений шаманов, Валентин Хагдаев, кстати, работающий директором историко-краеведческого музея в с. Еланцы Ольхонского района Иркутской области. В интервью корреспонденту «Комсомольской правды» он сказал следующее:
«Считаю, то именно выборы через Интернет покажут настоящие рейтинги каждого и определят лидера среди нас. Совершенно наивно считать нас отсталыми людьми. Шаманы пользуются Интернетом, пишут электронные письма. Это нормально… Так что пусть люди голосуют, это настоящие народные выборы».

По пути сопротивления идет и директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН В. Тишков:
«Если будет такая бюрократия, то, во-первых, неизбежны распри, ссоры. Ведь невозможно, чтобы был один главный Верховный шаман. У нас в стране есть президент, и пусть он несет эту главную миссию».
Так что же, Медведева в Верховные Шаманы России?! Конечно, главный этнолог страны всех шаманов уже похоронил, издав несколько лет назад книгу «Реквием по этносу», между прочим, обязательный для прочтения труд для всех сотрудников института. Это когда-то этнография занималась изучением живой культуры, а сейчас она все больше склоняется к истории. Так проще: нет шаманов – умерли все, а новые – какие-то неправильные. Можно спокойно сидеть, перекладывать черепки, придумывать теории, навязать кому-то свою авторитетную точку зрения, ведь нет никого…

«Именно психофизиологическая подоплека шаманских, или шире – суперсенситивно-экстрасенсорных, способностей человек никак не позволяет миру стать свидетелем предсмертных конвульсий последнего шамана, – научно-поэтично пишет ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук В.И. Харитонова в депрессивной монографии «Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий». – Нынешняя ситуация представляет нам довольно жесткую и порой юмористическую конкуренцию «последних» (как, впрочем, и «главных»). Их «возродилось» так много и столь неожиданно быстро, что не только исследователи стали размышлять на тему допустимого процентного соотношения простых и «духами избранных» людей в обществе, но и сами «шаманы» начали дискутировать, выясняя, кто есть кто среди них, точнее: кто – настоящий, кто – шарлатан по случаю сложившейся ситуации, позволяющей хорошо заработать на бедственном положении народа в нашей многострадальной стране, а так же на извечных страхах и глупости человеческой».
И это написано ни 200 лет назад, ни в период СССР, а сейчас, современным исследователем шаманизма! Совершенно очевидно, что официальная наука никогда не признавала шаманов, считая их шарлатанами, не жалует их и сейчас. Поэтому и соответствующие слова в тексте закавычены. Все та же ирония, все те же слова о бедственном положении народа, которого обманывают бессовестные шаманы. А тут, на тебе: гром среди ясного неба – выборы Верховного Шамана, да еще и гремят на всю страну! Ведь похоронили уже всех, реквием спели, а тут такое… Нужно вмешаться, объявить все спекуляцией на тему – так проще и спокойней. И уже никого не волнует, что этнолог, по определению, это человек, который, изучая процесс, ни в коем случае не должен вламываться со своими представлениями в происходящие события. Изучать – да, но выступать с какими-либо протестами и опровержениями в СМИ – это, по меньшей мере, научно не корректно. Иначе, следующему поколению уготована участь изучать не жизнь на Марсе, а расплодившихся микроорганизмов, занесенных с Земли.

Мы – шаманы сами разберемся в своих делах. Если кто-то хочет изучать происходящие явления – мы не против, но не надо делать глубокомысленных выводов о том, что выборы Верховного Шамана России – это что-то не правильное, чего раньше не было, а значит и быть не может. Шаманизм никогда не был застывшей культурой. Изменяется мир, меняются и шаманы, поскольку шаман живет в гармонии с окружающей средой, в разумном взаимодействии с ней. Странно, если было бы иначе.
 

Вернуться назад

Олард Диксон

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024