главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

15 мая 2009


  Немецкий «путь шамана»

Германия – страна, которая вряд ли у кого-то ассоциируется с шаманизмом. Тем ни менее наш сегодняшний собеседник – Герберт Вагнер, посвятивший жизнь изучению музыкальной культуры тувинского народа и в частности – музыкального мира тувинских шаманов, – немец.

Германия – страна, которая вряд ли у кого-то ассоциируется с шаманизмом. Тем ни менее наш сегодняшний собеседник – Герберт Вагнер, посвятивший жизнь изучению музыкальной культуры тувинского народа и в частности – музыкального мира тувинских шаманов, – немец.

Он родился в Баварии в 1963 году. Изучал в университете математику и информатику, его основная профессия – компьютерная картография. Зарабатывая достаточно для того, чтобы раз в несколько лет предпринять дальнее путешествие, он приезжает в «шаманские» автономии России – Туву, Якутию, Эвенкию. Каждый раз Герберт непременно заезжает и в Красноярск, где дает бесплатные концерты.
Ученый-этнограф, доктор исторических наук, патриарх шамановедения и пожизненный президент тувинских шаманов Монгуш Кенин-Лопсан написал по этому случаю официальное письмо: «Герберт Вагнер – замечательный шаман, он своим искусством и шаманской мелодией принесет счастье людям самых разных национальностей. Подтверждаю, что он поистине шаман международной категории». Наш герой этим письмом очень гордится, ведь он – единственный иностранец, которого тувинские шаманы признали за своего.
– Когда я приехал в Туву на фестиваль в первый раз в 2004 году, мне было сложно. К тому же тогда я не понимал ни слова по-русски. Сейчас все иначе, во многом благодаря Кенин-Лопсану – старому и мудрому человеку, оказавшему мне столь высокую честь. Это лучшая рекомендация для меня, которая помогает мне в путешествиях общаться с другими шаманами, говорит им о серьезности моих намерений.
Меня давно интересуют древние культуры. Вообще, если в это углубляться, то можно узнать для себя много неожиданного, например то, что индийские мантры во многом схожи с якутскими.

Шаман – общий термин
– Расскажи о том, как ты стал увлекаться культурой коренных народов Сибири. Какой твой «путь шамана»?

– В 14 лет я понял, что со мной что-то не так, стал видеть и чувствовать вещи, которые другие не понимали. Пятнадцать лет я пытался разобраться в себе, понять, почему вижу что-то недоступное другим, помогла мне музыка. Начал давать концерты. Музыку я играл, непохожую на европейскую. Первое время организаторы подходили ко мне и говорили: «Ну, спасибо, Герберт, – вся публика разбежалась!» Но я об этом не думал – мне нравилось играть, и я знал, что все делаю правильно.

Когда я первый раз приехал в Туву и встретился с шаманами, они мне сказали: «Мы не знаем, откуда у тебя такая сила, кто тебя научил играть так быстро, но это нечто особенное и невозможное. Как ты это делаешь? Кто твои учителя?» Я до сих пор не знаю, что отвечать на подобные вопросы. Я люблю играть музыку и все, а опытом со мной делились многие люди в Африке, Австралии, Якутии, Туве. Некоторые инструменты освоил самостоятельно. Я стараюсь везде найти что-то подходящее мне.

Возле своего дома в Баварии построил монгольскую юрту и открыл в ней «шаманский центр». «Шаманским центром» я называю его в шутку, потому что таких сейчас очень много в Европе, люди там что-то изучают и всерьез считают себя шаманами. Но на самом деле не имеют ни дара предвидения, ни многолетней практики. Таких процентов 95. Однако за неделю шаманом не становятся.

Раз в неделю я выступаю в своем «шаман-центре», рассказываю о поездках, играю музыку, стараюсь помочь людям, которых интересуют те же вещи, что и меня. Мечтаю поставить еще пару юрт – чайную и юрту-гостиницу, для удобства приезжих.

– Какое место у шамана в современном мире? На твой шаманский взгляд, кто это вообще такие?

– Это люди, которые знают, как гармонизировать ту или иную ситуацию, пространство вокруг человека. Шаман – это общее название. Даже в Сибири не везде используется это слово, существует множество названий. В Европе – друиды, например, но они не шаманы. В Америке некоторых индейцев тоже неверно называют шаманами, хотя они скорее «медицинманы» – знахари, лекари. Разные вещи!

В Якутии, где существует около сотни различных шаманств, есть такие называния, как «адаган», или «аюн». В Туве тоже все очень неоднородно.

Сейчас в мире это слово применяют ко всему. Появился даже термин «шаманизм», который сам по себе ничего не обозначает.

– Нередко шаманами называют самых неожиданных персонажей. Например, кто-то считает, что Гитлер занимался камланием – с его криками, жестикуляцией.

– Вот еще один пример того, как слово «шаман» неверно трактуется. Конечно, это абсурд – читайте историю! Гитлер был не шаманом, а скорее очень злым черным магом, что видно и по символике, и по его деяниям.

Музыка как путешествие
– Все музыки (именно так – музык много) можно условно разделить на те, которые пишутся для выражения каких-то своих мыслей и чувств, и те, которые для автора и исполнителя являются ключом к познанию Вселенной. Приверженцем, какого из этих двух направлений можно назвать тебя?

– Никакого. Моя музыка – это мой первый, мой самый естественный язык, на котором я говорю с людьми. Я могу общаться по-немецки, по-баварски, по-русски, по-английски, но не все меня поймут. Когда я играю – меня понимает любой, независимо от языковой принадлежности.

Я был музыкантом, который работал как шаман, но сам об этом не догадывался. Когда я играю музыку, я как будто путешествую во времени, и, когда перестаю играть, у меня всегда появляются новые впечатления и знания. Как у туриста, вернувшегося из отпуска. И так было всегда.

Музыка для меня не способ зарабатывать деньги, для меня важно другое. Мне нравится осваивать новые инструменты, встречать разных людей, ощущать, что они чувствуют мою музыку. Я люблю импровизировать, и в будущим надеюсь выступить совместно с другими музыкантами. В Якутске я совершенно бесплатно играл по три-четыре концерта каждый день.
Это очень много, но все с лихвой окупается возможностью получить новые впечатления, внутренне обогатиться, пообщаться с аудиторией, узнать, как она воспринимает то, что я делаю. У меня на родине тоже есть люди, которые любят и чувствуют мою музыку, но их, к сожалению, мало. В Сибири же я нашел аудиторию.

Меня еще не приглашали выступить в Москве или Санкт-Петербурге, но я бы очень этого хотел. В больших городах и слушателей всегда больше.

– Как твои родители относятся к твоему столь экзотическому для Европы увлечению?

- Мой отец, к сожалению, умер 25 лет назад. А мама жива до сих пор, и ей очень нравится слушать, как я музицирую.

– А что ты сам предпочитаешь слушать? Вагнера?

– Музыку я почти не слушаю. У меня дома нет телевизора, нет радио и всего несколько компакт-дисков с якутской и тувинской музыкой, я их слушаю два-три раза в год. Если мне хочется музыки, я сам себе играю, так что можно сказать, что я предпочитаю Вагнера, но не Рихарда. (Улыбается.)

Стереотипам не подвержен
– За рубежом о России существует стереотипное представление – мороз, валенки, балалайка…

– Да, это так. Но я не был подвержен стереотипам, как многие другие. Перед тем как приехать в Россию первый раз, я десять лет собирал информацию о ней, читал о культуре Тувы, слушал горловое пение. В интернете много чего нашел. Когда приехал, я сам мог оценить, что из написанного – правда, а что нет. Естественно, я много слышал, что в России по улицам ходят медведи…

– Кстати, иногда действительно ходят. Теплыми зимами, когда им не спится, они выходят к людям в поисках пищи.

– Еще я читал, что вы все время пьете в огромных количествах водку. Знаю, что некоторые так и делают, но меня они не интересуют, как и им вряд ли будет интересно то, чем я занимаюсь. Здесь я общаюсь с шаманами, студентами, музыкантами, докторами, преподавателями, и я не видел, чтобы они пили много водки. Иногда, может, и пьют, но не так много, как я слышал по телевизору.

– А ты сам пробовал русскую водку?

– Нет, я не употребляю алкоголь уже 17 лет. И люди знают, что я не пью, и не предлагают мне, когда я бываю в гостях. Пить для шамана – это очень плохо, в Туве я видел, как некоторые применяют алкоголь в своих ритуалах, но это неправильно. Я об этом сказал, но мне возразили, что я не понимаю традиции. Но тогда это неправильные традиции, потому что настоящий шаман знает, что алкоголь может сделать людям только плохо.
 

Вернуться назад

Беседовал Леонид Зольников
www.krskstate.ru

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2010