главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

13 декабря 2009


  Шаманские игры

В следующем году челябинская организация шаманов «Медвежья тропа» отпразднует пятнадцатилетие. Корреспондент «ЮП» провел день с ее председателем Тюргэном и выяснил, зачем избранники духов в состоянии транса лижут раскаленное железо.

Тюрген лижет раскаленные камни и отскакивает в сторону. Волдырей на языке не остается.

Бабка приходит с севера
День Тюргэна начинается в 8:00 с приготовления чая с молоком. Напиток он наливает в миниатюрную белую кружку. В блюдце, которое стоит рядом с ней, аккуратно раскладывает богородичную траву. Поджигает ее и окуривает чашку с чаем. Завершив подготовительный обряд, Тюргэн начинает петь на бурятском языке печальным и немного надрывным голосом. Получается довольно красиво и мелодично.

В песне молодой шаман обращается к своей бабке Айне, призывая ее помогать внуку.

— Мои предки с Алтая, многие из них были шаманами, — рассказал Тюргэн позже. — Цепочка прервалась, лишь когда в стране начала править советская власть. Из-за этого я, к сожалению, не знаю своего родного языка и наших семейных традиций.

Закончив петь, мужчина поворачивается лицом к северу и начинает аккуратно брызгать чаем с молоком. После этого шаман прикладывает ко лбу две руки и кланяется. Он объясняет это тем, что его покровительница и прародительница бабка Айна приходит именно оттуда. А своими действиями он выказывает ей уважение.

По словам Тюргэна, все шаманы делятся на две категории: родовые, которым передается опыт предков, и истинные. Последних выбирают духи. Истинные шаманы узнают о своем даре случайно — из литературы или от своих будущих коллег.

Даже имея редкую способность, человек не может с ходу начать разговаривать с духами. Для этого нужно два года учиться и пройти посвящение.

После этого юный шаман какое-то время может камлать по-белому, используя посох (харибоо. — Прим. авт.) и колокольчик. Достигнув определенного уровня, он получит право резать жертвенное животное и призывать духов с помощью бубна, то есть камлать по-черному.

Догони меня, онгон
Мы выходим на улицу. На Тюргэне обычная куртка, джинсы, черные осенние ботинки. И никаких тебе «доспехов», толстенных бус и причудливого головного убора.

— Представление, что шаман — это дикарь в волчьей шкуре, прыгающий вокруг костра, ошибочно, — размышляет Тюргэн. — Это все происки кинематографа. И в онгон (состояние транса) мы выходим сами, без помощи наркотических средств. От простых людей мы отличаемся лишь тем, что умеем обращаться к духам. У холмов, гор, рек, лесов, полей, болот и вообще у любых мест есть свои хозяева. Их-то мы и призываем.

Я всегда зову свою далекую прародительницу бабку Айну. Когда она входит в мое тело, у меня меняются голос и повадки. В состоянии онгона мы способны танцевать на горячих углях или лизать раскаленное железо, при этом не ощущая боли. Делаем это для того, чтобы аура духа становилась железной.

Мы приезжаем в «офис» шамана — небольшую, но достаточно антуражную комнату, усеянную портретами буддистских идолов (Тюргэн по вероисповеданию буддист и шаманист. — Прим. авт.). Избранник духов садится за компьютер и показывает мне видео с обрядов. На экране появляется Тюргэн в традиционном шаманском одеянии. Стоящий рядом с ним бурят лопатой вытаскивает из костра камни.

Тюрген лижет их и отскакивает в сторону. Волдырей на языке не остается.

— В состоянии онгона наши силы удваиваются, потому что мы находимся под защитой духов, — объясняет мне Тюргэн. — Знакомая шаманка Мэнго выпивала в трансе около литра водки и не пьянела. Самое главное, не нужно пытаться повторять за нами. Один мальчик увидел, как я лижу раскаленное железо, и тоже попробовал. В итоге ожог, и пришлось вызывать врачей.

Тюргэн включает следующий видеоролик. На нем молодой шаман в состоянии онгона залезает на верхушку березы и срывается вниз. К счастью, его ловят люди.

— В трансе мы себя не контролируем, — продолжает Тюргэн. — Я падал в кусты боярышника, а один раз дух завел меня в озеро, после чего вышел из моего тела. Я тогда чуть не утонул!

В рабочий кабинет к Тюргэну заглядывают первые посетители. Они хотят с помощью шамана решить свои жизненные проблемы или избавиться от болезни.

— Я лечил воспаления, переломы, — рассказывает мужчина. — Духи могут высосать болезнь, а могут и отказаться делать это, если человек наказан за плохие поступки или неуважение к святым местам. В этом случае вылечить его нельзя.

Кстати, когда шаман совершает обряд и входит в состояние онгона, присутствующим запрещается на него смотреть. Иначе духи могут разозлиться.
— Был забавный случай со съемочной бригадой местного телеканала, — вспоминает Тюргэн. — Как только я вышел в транс, оператор подошел ко мне вплотную и начал снимать. Дух разо-злился и сильно ударил его посохом, чуть камеру не разбил.

У нас, кстати, даже есть шутливая игра, называется «Догони меня, онгон». Лучше, как говорится, в нее не играть.

Чаще всего к шаману обращаются с просьбой сделать талисман. Некоторые из них изготавливаются из драгоценных металлов — серебра и золота.

Другие делаются из когтей животных, бус, бисера.

Помимо основной работы, Тюргэн является председателем челябинской шаманской организации «Медвежья тропа», в которую входит восемь человек. Избранники духов постоянно собираются вместе для проведения обрядов.

— Предков, которые приходят к нам, нужно задобрить, — раскрывает секреты Тюргэн. — Обычно угощаем их пряниками, печеньем, шоколадными конфетами, сливочным маслом и пирожным. Эти сладости либо сжигаются, либо разбрасываются. Считается, что духи могут войти в тела лесных зверей и птиц и вкусить дары. Самые же длительные обряды проходят во время открытия и закрытия небесных врат.

Начинаются празднования весной и заканчиваются осенью. Точную дату определяет шаман-астролог. В этот момент мы приносим в жерт-ву барана.

Пока небесные врата открыты, небесные духи могут спуститься на землю и принять дары.

P.S. Не спешите отрицать чудо, если не видели его своими глазами…
 

Вернуться назад

Василий Трунов
Южноуральская Панорама

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2010