главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

1 июля 2011


  Большой тайлаган у горы Ёрд

Прогуливается и щиплет травку жертвенный баран, привязанный к столбу. Рядом идут последние приготовления к Большому тайлагану: помощники устанавливают переносные столики, расставляют на них плошки с молоком, водкой, чаем, зажигают символический огонь, а также готовят облачение для обряда. Некоторые шаманы уже подошли. Молебен будет долгим, поэтому здесь же, на ходу, они перекусывают и пьют чай с молоком. По виду шаманы ничем не отличаются от других людей, которые приехали на праздник. Лишь ближе к началу обряда они надевают ритуальные халаты и медальоны, которые символизируют принадлежность к служителям культа и защищают от злых духов.

Большим тайлаганом открылся III Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры–2011», который прошёл в местечке Хуторук Ольхонского района. Фото Николай Бриль.

Большим тайлаганом открылся III Международный этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры–2011», который прошёл в местечке Хуторук Ольхонского района с 13 по 16 июня.

Шаманы вызывают духов, приносят им дары и получают информацию о том, как пройдут игры. В этот раз у священной горы собрались восемь посредников между материальным и нематериальным миром. Они представляют улан-удэнскую религиозную организацию «Тэнгэри». Участники обряда садятся каждый лицом к своему столику, надевают специальные шапки, закрывающие лицо, и начинают бить в бубен и петь ритуальные песни. Люди, собравшиеся на молебен, в такт барабанам двигают сложенными на уровне пояса ладошками. Через несколько минут, когда ветер разносит звуки бубнов по всей округе, в небе над горой появляется коршун. Это хороший знак: значит, божества услышали призывы. «Духи собираются», – поясняет помощник шаманов.

Однако это только начало обряда. Первая жертва богам – золото, его символизируют красные ленточки на берёзах у подножия горы. Вторая жертва – серебро (синие ленточки). Наступает черёд третьей жертвы – барана. Помощники режут животное, здесь же его разделывают и варят. Потом мясом барана будут угощать онгонов, то есть духов предков, которые откликнулись на призыв.

Тем временем шаманы по очереди впадают в транс. Обычно это происходит так: человек сидит, наклонившись вперёд, на стуле, потом резко вскакивает. Движения его становятся резкими, размашистыми, голос меняется и становится грубым, гортанным. Считается, что в такие моменты душа шамана покидает тело, в него вселяется дух. Остальные шаманы наблюдают, почтительно разговаривают с божеством, кланяются ему, подносят угощение – чай, молоко. Сначала шаманы вызвали своих родовых духов, а затем в тело человека вселился дух хозяина-быка.

Людей, которые собрались на молебен, шаманы попросили уважительно отнестись к спустившемуся божеству, не смотреть ему в глаза, опустить голову. Иначе можно вызвать гнев духов и навлечь на себя неприятности.

Многочасовой молебен подходит к завершению, под палящим солнцем по-прежнему стоят несколько десятков верующих и просто любопытствующих. Шаманы сообщают, что нынешние Ёрдынские игры пройдут благополучно, гости вернутся домой довольные.

А на центральной сцене звучит музыка – началось открытие праздника. Театрализованное представление отсылает зрителей ко времени, когда азиатские народы были кочевыми. Мужчины, одетые в шкуры зверей, охотятся на дичь. Женщины кружатся вокруг воображаемого костра. Во второй части программы организаторы приготовили зрителям ещё один сюрприз: им показали восстановленный древний обряд поклонения хариусу.

Наступает время зажжения огня Ёрдынских игр. Факел с огнём к чаше несёт человек в костюме волка. По легендам, это предок бурят и монголов.

С давних времён на Ёрдынские игры приезжало много людей. Это древний межродовой праздник, в котором принимали участие все народы Центральной Азии. По словам этнографов, весной, когда вскрывались реки, земля покрывалась первой зеленью и заканчивалась перекочёвка с зимников на летники, скот нагуливал вес и наступало обилие молочных продуктов, буряты, монголы, якуты, эвенки проводили обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы. Праздник сопровождался молебнами и жертво-приношениями, состязаниями в силе, ловкости и меткости. Но главным событием игрищ был танец ёхор вокруг священной горы Ехе Ёрд (отсюда и пошло название Ёрдынских игр). Чтобы круг танцующих сомкнулся, нужно, чтобы в нём приняли участие не менее 700 человек. Когда такого количества людей не набиралось, игры считались неудачными и гости быстро разъезжались. В соответствии с этим и год в целом признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до 2-3 тысяч человек, игры проходили несколько дней, причём ёхор танцевали и днём и ночью. Во время праздника «красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей». Игры проходили ежегодно до 17-18 веков, затем их история прерывалась.

На Ёрдынские игры съехались участники из разных мест: Республики Алтай, Башкортостана, Бурятии, Калмыкии, Татарстана, Тывы, Хакасии, Саха (Якутии) и Монголии. По словам организаторов, посмотреть на зрелища прибыли даже гости из Китая, Англии и Чехии.

Проведение Ёрдынских игр, которые по праву могут бороться за звание крупнейшего в азиатской части России фестиваля традиционных культур, стало реальным благодаря кропотливой организационной работе Центра по развитию бурятского этноса в Иркутске. Особенностью «Ёрдынских игр – 2011» стало то, что впервые в нынешнем году прошла научно-творческая конференция «Культурные взаимодействия народов Сибири и Дальнего Востока».

Кульминацией праздника стал традиционный танец ёхор вокруг горы Ёрд. В этом году хоровод собрал больше двух кругов участников.
 

Вернуться назад

ИЦ «Бизнес-Б»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2011