главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

 2 октября 2012


  Самый северный музей

В начале осени самый северный краеведческий музей нашей страны отмечает свой 75-летний юбилей. И, как все северяне, делает это очень деликатно. В принципе точная дата создания Таймырского краеведческого музея в Дудинке приходится на 4 сентября. Но гостей музей ждёт в начале октября – когда авиабилеты купить легче и таймырцы из отпусков вернутся.

Гордостью музея совершенно точно можно считать его этнографическую коллекцию. В награду за деликатное отношение к народной жизни своему музею порой доверяют самое дорогое и сокровенное. Здесь хранится целая серия вещей, принадлежавших ранее шаманской семье из рода Нгамтусуо. Последний из авамских шаманов Тубяку Костёркин сам передал в музей свой костюм, совершив обряд прощания.

– Тубяку вызвал неодобрение своих сородичей. Ведь у нганасан не принято не то что дарить предметы своего культа, даже показывать их, – отмечает Лейла Ландина. – Но после смерти жены, которая помогала ему при камлании, шаман посчитал, что потерял часть своей силы. И в 1982 году передал в музей свои вещи с условием – разрешить его сыну Леониду посещать музей в любое время дня и ночи, брать семейные реликвии, когда тому они будут нужны.

Размещённый в экспозиции костюм Леонид Костёркин никогда из музея не выносил, но брал другие вещи отца – бубен, палочку. Приходил и общался с ними, как с отцом, минимум раз в полгода.

Вероятно, настолько сохранный и в столь полной комплектации костюм нганасанского шамана нигде больше не увидишь. И даже научные сотрудники музея убеждены – их костюм наделён очень сильной энергетикой.

– Может быть, это совпадение, но я сама неоднократно была свидетелем, как выходит из строя аппаратура и у туристов, и у журналистов, – признаётся заместитель директора по науке. – А как-то раз пыталась потихонечку сфотографировать Леонида. Из многочисленных кадров различимым был только один, и то изображение вышло странным образом перемешанным, словно разрозненная мозаика.

Режим кормления
Особые экспонаты требуют и особого ухода. Меховую одежду летом сотрудники дудинского музея просушивают, зимой вымораживают, борются с кожеедом и молью. Но есть у северного музея, как у любого коренного северянина, особые правила.

– Тубяку оставил наставления, – поясняет Лейла Александровна. – Четыре раза в год по наступлении нового сезона стучать в его бубен. И конечно, костюм и все предметы и шаманского, и домашнего культов обязательно кормим. Чем? Раньше это был олений жир, оленья кровь, а сейчас используем водку – она не оставляет следов. Немножко взбрызгиваем, благодарим и просим прощения за то, что побеспокоили.
 

Вернуться назад

«Национальный акцент»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2012