главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

2 июля 2013


  Проклятие «Золотого человека»

В Казахстане захоронят останки третьего найденного в республике «Золотого человека», мужчины из высшего сословия саков, чей скелет покоился в одном из курганов Шиликтинской долины.

Костюм «Золотого человека». В Казахстане захоронят останки третьего найденного в республике «Золотого человека»

Предать земле сакского «царя» требовали местные жители, уверенные, что раскопавшие могильник археологи навлекли на них проклятие древнего духа. В последние годы селяне активно привлекали к решению этого вопроса местные власти и дошли даже до министерства культуры, которое порекомендовало ученым прислушаться к просьбе населения. Представители ученого сообщества подчинились, заявив, однако, что речь идет об обыкновенной провокации.

Останки вождя саков — кочевых племен, населявших территорию современной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана в первом тысячелетии до нашей эры, — были обнаружены в Шиликтинском кургане в 2003 году. Этот курган расположен в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области и входит в состав так называемого «царского» могильника — кладбища родовых и племенных вождей. По оценкам ученых, находка датирована VIII-VII веками до нашей эры. Некоторые исследователи полагают, что территорию Восточно-Казахстанской области в то время заселяли аримаспы («прекрасноконные»). Упоминания о них содержатся в отчете об экспедиции, предпринятой Аристеем из Проконнеса в середине VII века до нашей эры. «Многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один глаз на прекрасном челе. У них косматые волосы, и они самые могучие из всех мужей», — писал он. Единого мнения о происхождении сказочных черт аримаспов до сих пор нет.

Казахстанские археологи регулярно находят так называемые «золотые гробницы», где захоронены племенные вожди саков. Первый «Золотой человек» был обнаружен в 1970 году в 50 километрах от Алма-Аты. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не установлен. В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор. Вторым найденным в Казахстане «Золотым человеком» принято считать сарматского вождя, останки которого находились в кургане Аралтюбе (он был вскрыт в 1999 году). «Золотой человек» на крылатом барсе является одним из национальных символов Казахстана.
Экспедицию, во время которой был найден третий «Золотой человек», возглавлял доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии Казахского национального университета Абдеш Толеубаев. Под его руководством могильник вскрывали ученые и студенты-археологи из Алма-Аты и Семея (Семипалатинска). Под нижним слоем восьмиметрового кургана, выложенном из бревен лиственницы, они обнаружили останки мужчины в золотом облачении (отсюда и название «золотой человек»). Там же были найдены драгоценные украшения, которые он предположительно носил при жизни, в частности — пятиконечная звезда, символизирующая власть.

Могильник был частично разграблен, поэтому исследователям пришлось реконструировать одежду усопшего. Сам он был назван «сакским царем», что подчеркивало его особый статус (титул «царь» ученые используют с осторожностью, так как он подразумевает существование централизованного государства, которого в VIII веке до нашей эры в Шиликтинской долине, скорее всего, не было). Останки «Золотого человека» извлекли из гробницы и передали для изучения в Институт истории и этнологии в Алма-Ате.

Жители Зайсанского района, в котором проводились раскопки, сначала вроде бы не возражали. Однако спустя несколько лет объявили, что после извлечения праха сакского царя из гробницы в Шиликтинской долине начали происходить необъяснимые вещи. «Погода страшно изменилась. Зимой вообще снегопад, бури. Теперь у нас давление», — цитировали казахские СМИ слова одной из жительниц села Шиликты Айдурии Кумписовой. Кроме того, люди стали жаловаться на плохой урожай и постоянные головные боли. В последние годы, по их словам, ситуация ухудшилась, в селах начали рождаться слабоумные дети. Из жителей района была собрана инициативная группа, которую возглавил некто Айдын Егубаев, переехавший в Алма-Ату. На протяжении последних пяти лет активист обращался за помощью в различные инстанции, в том числе, правящую партию «Нур Отан» и правительство. «У нас в 2009 году произошло наводнение, 35 домов снесло. После этого один год — засуха, один год — скот погибает. Два года подряд наводнения. Это аксакалы связывают с раскопками», — утверждал он.

Егубаев требовал вернуть в Шиликтинский курган останки сакского царя, чтобы не допустить еще большей напасти. «По Казахстану уже катаклизм идет везде. Это все связано с духом человека. Это не только здесь. В прошлом году в «Бесобе» Карагандинской области что произошло, сами знаете. Это тоже связано, там такие раскопки делали», — рассказывал он. Речь идет о некогда элитном микрорайоне «Бесобе» в Караганде, который сейчас сносят и в котором регулярно погибают или травмируются рабочие. По данным местных СМИ, власти города всерьез озаботились этим вопросом и даже обратились к подрядчикам с просьбой пригласить священнослужителей и «почистить негативный участок», а одна из строительных фирм на всякий случай принесла в жертву барана.

Казахстанские исследователи скептически отнеслись к жалобам жителей Шиликтинской долины. Археолог Зейнолла Самашев, в 2001 году участвовавший в раскопках Берельских курганов в восточном Казахстане, назвал разговоры о проклятии царя саков «провокацией чистейшей воды». По его словам, подобные слухи везде преследуют археологов, ученых умудряются обвинить даже в глобальном изменении климата.

Однако пятилетняя бурная деятельность Егубаева не осталась незамеченной. На днях старший научный сотрудник Института истории и этнологии Айнагуль Исмагулова сообщила, что останки шиликтинского «Золотого человека» согласились захоронить 30 июня по просьбе, поступившей из министерства культуры. Исмагулова подчеркнула, что на такой шаг ученые пошли в виде исключения. «Если мы всегда будем закапывать то, что мы раскапываем, у нас ничего не останется. В этих останках содержится важная историческая информация. Она по своему объему намного больше, чем письменные источники», — добавила она. Исследователи оставили за собой право в случае необходимости продолжить изучение праха сакского царя, потребовав от организаторов захоронения обеспечить доступ в гробницу.

Ситуации, когда жители тех или иных регионов требуют вернуть исторические находки, случаются повсеместно. Так в свое время была возвращена в Горно-Алтайск знаменитая мумия «принцессы Укок», найденная на одноименном плато 20 лет назад. Регион неоднократно требовал ее возвращения, этот вопрос встал особенно остро после землетрясения магнитудой 7,6, которое произошло в Горном Алтае в 2003 году. Местные шаманы предупреждали, что если мумия не окажется на родине, всю Россию ждет страшная катастрофа.

В Казахстане, где в последние годы активизировались раскопки сакских курганов, подобные предостережения звучали не единожды. Правда ни ученые, ни местные власти раньше к ним не прислушивались. Еще в 2010 году руководитель экспедиции института археологии имени Маргулана Арман Бейсенов, изучавший могильник Талды-2 в Кентских горах (Центральный Казахстан), рассказывал о вынужденной просветительской работе на местах. Жители сел делегировали к археологам аксакалов, которые требовали «не бередить дух предков». Ученым приходилось разъяснять им суть своей работы, после чего раскопкам, как правило, никто не препятствовал.

Известны случаи, когда участники экспедиций сами говорили о том, что становились свидетелями паранормальных явлений. В мае этого года археологов удивило резкое изменение погоды при вскрытии гробницы «сакской принцессы», обнаруженной при реконструкции дороги в Уржарском районе (Восточный Казахстан) — в солнечный день внезапно началась буря, а затем и ливень. Участвовавший в раскопках научный сотрудник Амантай Исин рассказал, что когда его коллеги чистили скелет, подул сильный ветер. После того как кости накрыли консервационной пленкой, все стихло. «Ее (принцессы) гнев отошел, все успокоилось, и мы тоже обрадовались», — добавил он.

 

Вернуться назад

«lenta.ru»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2013