главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

1 июля 2013


  Шаманы Байкала дают добро

Три дня назад безвестным ночным призраком по пустынной трасе пробирался я во тьме к Ерд-горе. Это недалеко от райцентра Еланцы – мистическая природная пирамида, венчающая зелёные луга под тонкой кожей зеленой травы, где тучные стада облаков защищают сочную долину от сурового деда Байкала.

Передо мной Василий Дункай – удэгейский шаман.

Переросшие бизнес скитальцы
Речка Анга протяженностью 90 километров протекает по Прибайкальскому национальному парку. В переводе с бурятского топоним Анга значит пасть или же расщелина. Неглубокая и тёплая Анга рассекает по ущелью все окрестные горные хребты и выносит свои воды в Байкал. Это место зимой необитаемо. Зато летом село Усть—Анга оживает. Это единственная деревня во всей Иркутской области, где жители ведут традиционный кочевой образ жизни. Просто в другой деревне, где они зимуют, вовсе нет пастбищ для скота – а тут есть. Отсутствующий статус населенного пункта Усть—Анги с лихвой наверстывается солнечным или дождливым байкальским летом у пастбищ в дни дружбы народов – всенародных азиатских гуляний у священной горы Ерд.

Гора Ерд сложена громадными гранитными плитами, словно выросшими из земли как менгир. Несколько веков назад возникла традиция устраивать у подножия горы многодневные яркие международные праздники, на которых пребывали бурятские, монгольские, якутские рода. Во время праздника хозяину священной горы подносили жертвы, в его честь проводили служения.

Губернатора встречали по бурятским традициям белой пище. Как почетному гостю ему подарили голубой шелковый шарф-хадак. Сергей Ерощенко посетил соревнования по бурятской борьбе. На борцовском ковре сошлись соискатели чемпионского титула – победителя в абсолютном первенстве батор Цыренов из Баргузинского района Бурятии и Артем Раднаев из Курумканского района. Победный танец орла перед гостями исполнил более опытный Цыренов. Губернатор с инетересом посмотрел финал пятиборья – забег чемпионов вокруг горы Ерд. Чемпионы-баторы соревновались на дистанции 800 метров. Также глава региона понаблюдал за схваткой в перетягивании палки, где уверенную победу одержал фаворит из Еланцов Валерий Баршуев. Обойдя спортивные площадки Сергей Ерощенко побывал в юрте хозяев праздника – администрации Ольхонского района. Его внимание привлекли юные игроки в кости, которые подробно рассказали главе региона о правилах старинной национальной игры.

- Чтобы что-то возрождать, надо помнить старинные традиции. Иркутская область многонациональна. Нам нужно помогать возрождать народные традиции. Они тоже помогут нам вернуть людей в территории. Надеюсь, у нас все получится. – Сергей Ерощенко также отметил, что при поддержке Юнеско в районе планируют реализовать проект строительство этнокультурного центра, с выставочным залом, конференц-центром, музеем и т.д. Глава региона выразил уверенность, что этот проект будет поддержан местным население.

- Охранять – это жить по традиции. Все цивилизованные страны берегут природу, но ведут хозяйственную деятельность, развивают туризм. Мы будем помогать в этом начинании. Нам нужно возрождать наши традиции. Мы и так много потеряли. - Спорт и традиционные игры имеют отличия, прежде всего в возвышении себя, а в традиции – главное уважить гостя. Традиционные игры сплачивают людей, турнир тут проводится по жребию. Сейчас же очень трудно определить традицию от наносного спортивного состязания. В боксе ведь надо ударять зло и четко, а в русских кулачках важна эффективность удара. В кулачках много этических правил. Лежачего не бить, а битва оружием – крайний вид техники… И потому состязания в ловкости имеют в гуляниях ряд особых отличий, сравнимых с домашней кухней или же дорогой ресторанной. Конечно, люди любят больше все как дома. И насчет кушаний здесь тоже достигается завидное разнообразие.

Шаманы – мои друзья
Передо мной сидит Василий Дункай – удэгейский шаман. Принявший посвящение более десяти лет назад. Он поджар и улыбчив, носит косицы как самый настоящий индеец. Из дальних краёв Дерсу Узала и не могло выйти иного типажа как верный друг Байкала странник Василий Дункай.

-- Сейчас я угощу вас чаем, – сказал он и тут же принес пять стаканов монгольского зеленого чая. Напротив нас сидят женщины—бизнесвумен. Они тоже странницы. Отложив свои бизнеса живут в теплых странах. А мы с дядей Васей бороздим исключительно наши северные широты в поисках мест силы и возможностей активно сотрудничать и помогать всем того желающим встречным. Им все интересно – то потенциальная клиентура и моих информационных потуг и его энерготрафика.

Василий Дункай поясняет, что всех представителей его народности удэге в свое время из малых сел переселили в большой укрупненный поселок Бикин на Дальнем Востоке. А при перестройке появилась потребность у народа в связи с силами природы и высшими энергиями – пришаманел. Произошло это по настоянию его духовного учителя и ради сохранения своего малого этноса. Василий Дункай частый гость прибайкальских широт из-за своей коммуникабельности и легкости. Он общается с любыми людьми играючи и мило отвечает на любые вопросы. Как психолог и гуру в одном лице. На Ердынский слет он приехал потусоваться, и повидать старых знакомых друзей.

А вот сегодня заехал ко мне на Ольхон в гости мой давний друг Геннадий Тугулов. Житель села Ялга пришел во двор деревенского домика с супругой Оксаной. Этот шаман уже пенсионного возраста, но он также прост и добр как и Василий. В прошлом атеист и сельский механизатор, ныне Геннадий помогает всем желающим обрести смысл жизни и набраться энергии от природы.

- Никакой вербовки в шаманизм мы не практикуем, – без обиняков заявил друг мой дед Гена. И сказал мне, чтобы я как и прочие благодарил своего покровителя в русской православной церкви. Другое дело, все люди в большие городах – живущие там безвылазно, очень быстро озлобляются. - Прям как собаки! Но это лишь от общей напряженности, неумения жить в гармонии с природой. «Прилипший» к деньгам теряет свою же силу и новые возможности. Купаться в роскоши нельзя, иначе потеряешь возможность любить, а значит – делать добро и помогать любым людям.

Далее Гена рассказал, что является тринадцатым шаманом в своем роду. Самым сильным был его дед Туугул. Стать самим собой, нести светлое и доброе людям, научиться управлять заложенными в себе силами и энергиями – вот чему учит байкальский шаманизм. Никакой мистики – практика! Это легко проверить в простом общении с ним – он легко узнает ваши проблемы и даст дельный совет. Главное – безотказность и незлобивость. Нравственная этика – вот что важнее всего. И честность. И чуткость. И тогда духи мест силы сами тебе помогут. А их в нашей стране множество.

И ещё об одном удивительном человеке хотелось мне рассказать читателям. В селе Ирхидей жил удивительной доброты и простоты человек Игорь Олзоев. Был он председателем шаманской организации «Бургэд». Ездил к нему в гости на три дня. Вместе со всей его семьей косили сено… Стояли удивительно прозрачные осенние дни. Ехал с поля вместе с его братом—силовиком из Бурятии и сыном—подростком, мечтающим стать актером на высоченной скирде и кайфовал. Грузовой мобиль советской эпохи еле-еле ехал с такой копной проселочными тропами к селу. Потом сидели за ужином и говорили тихо и мирно обо всякой нелепости, формирующей жизнь. А утром я вышел к ручью дому Олзоевых и как в детство попал. Кругом долину окружали сопки, зеленела трава, журчал ручей. Казалось не было тех моих тридцати нелепых лет, отданных суете… И ныне, когда есть возможность побыть наедине с людьми силы в местах света я сажусь на коня. Скачу как призрак в ночи ради возможности вновь ощутить каким простым и ясным все является. Кстати, все долгожители – люди природы естественного образа жизни. Хоть и сурового.

 

Вернуться назад

Михаил Юровский
Иркутск

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2013