главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

3 июля 2013


  Всеудмуртское моление Элен Вöсь

В деревне Кирга Куединского района Пермского края 30 июня прошли Всеудмуртское моление Элен Вось ("Моление Миром"). Отовсюду на моления съехались приверженцы традиционной удмуртской религии. Жители Удмуртии также приняли участие в этих молениях.

Элен Вось - это моление, которое проводится всем удмуртским Миром после молений во всех удмуртских Священных Рощах раз в году в конце июня месяца.

Элен Вось - это моление, которое проводится всем удмуртским Миром после молений во всех удмуртских Священных Рощах раз в году в конце июня месяца. Молятся за мир во всем мире, здоровье, благополучие людей и чтобы урожай был хороший, чтобы распрей не было, и все люди и народы жили в дружбе и согласии. На главном молении могут присутствовать не только удмурты.

Вот как это было. На рассвете мужчины в белых одеждах приходят в березовую рощу, разжигают костры, ставят котлы, приносят в жертву животных и варят священную кашу. К обеду из разных деревень приходят жители в национальных костюмах. Они моют деньги и отдают их жрецам. Затем все вместе молятся о мире.

Масштаб этого языческого обряда поражает. Казалось бы, за сотни лет христианизации и десятилетия советской власти люди должны были забыть его. Однако 15 огромных котлов с кашей и более 100 человек говорят об обратном. Кашу варили только мужчины - жрецы и их помощники. Даже котлы мыли сами.

Женщины к проведению обряда допускаются крайне редко. Хотя история удмуртов знает случаи, когда обязанности жрецов переходили к старшим в роду женщинам. Кормление кашей напоминает библейскую сцену. Сколько бы человек ни подходило за добавкой, обрядовой каши хватило всем.

Также в ходе Элн Вось удмуртским богам приносят в жертву телят, коров, гусей, баранов. Свиней для обряда удмурты никогда не закалывают. Все животные должны быть здоровыми и красивыми, без изъянов.

Кости жертвенных животных не рубят и не выбрасывают, некоторые из них закапывают под березами, посвящая удмуртским богам. Некоторые обряды требуют подвешивать на деревья головы и ноги животных. Черепа коров и лошадей и сейчас можно встретить в рощах по всей Удмуртии.

Главный этап моления называется сизиськон – обещание. По убеждению жрецов, обряд сизиськон крайне важный и обязательный момент, когда вступаешь в своеобразный диалог с самим Богом с просьбой о разрешении совершить моление и озвучить просьбы и пожелания молящихся. Затем молятся с хлебом, мясом и кашей с целью выражения благодарности Богу и восхищения им. Во время обряда-молитвы жрецы просили дождя. Шаманы уверяют, что после этих молений дождь обязательно пойдет.

Традиционная религия удмуртов уходит далеко в глубину веков, когда все народы поклонялись многим Богам. Удмуртская религия, доходя до наших времен, претерпела некоторые изменения и определила главного божества - Инмара, который правит всеми божествами, известными в настоящее время в поверьях удмуртов.
Элен Вось был возрожден на Межреспубликанском фестивале удмуртского языка культуры и религии, посвященном 250-летию деревни Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан, в 2008 году.

 

Вернуться назад

«МИР24»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2013