главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

8 ноября 2013


  Шаманы: загадочная энергия / часть II

В предыдущей публикации мы начали знакомство с представителями самой необычной профессии в мире – шаманами. Испокон веков они несут свою нелегкую службу, помогая людям.

шаман – посредник между людьми и духами, путешественник между мирами

Даже если предположить, что скептики правы и никакой «визы» в мир духов у них на самом деле нет, роль шаманов в жизни традиционного общества трудно переоценить. Лекарь, психолог, судья, духовник – наверное, больше никто не может похвастаться такими разносторонними компетенциями.

Да и скептицизм нередко отступает, стоит только обратиться к фактам.

– В научной литературе зафиксирована масса подобных примеров. При помощи своих оккультных «орудий труда», заклинаний и снадобий шаманы и вправду излечивали смертельно больных людей, поднимали на ноги прикованных к постели, – рассказывает специалист-этнограф Карина Соловьева. – Нередко они предсказывали будущее, и точности их прогнозам могли бы позавидовать современные метеорологи. Отражением заслуг шамана служит его костюм. Все амулеты, подвески и другие украшения на нем – это награды за добрые дела. По сути дела, это шаманские ордена.

Камлание: «театр одного актера»
Мы выяснили, что шаман – посредник между людьми и духами, путешественник между мирами. Наверное, каждому хотелось бы хоть одним глазком подсмотреть, что же открывается его взору во время таких странствий. К сожалению или к счастью, это невозможно. Однако обряд камлания доступен для глаз обычных людей.

Само слово «камлание» происходит от тюркского «кам», что означает колдун, знахарь, прорицатель.

Как говорят очевидцы удивительного ритуала, такое не забывается никогда, даже если вы видели это всего один раз в жизни. Пожалуй, еще одна сторона деятельности шамана – дипломатия, ведь суть камлания заключается в переговорах с духами и божествами с помощью состояния транса.

Внешне это выглядит как странное действо с элементами театрализованной постановки, пантомимой и своеобразным музыкальным сопровождением: ударами в сакральный бубен, звуками колотушек. Разумеется, в разных уголках мира обряд имеет свои отличительные черты, но глубинный смысл везде один: добиться милости духов к своим соплеменникам. Некоторые народы, например эвенки, для проведения особо важных камланий, касающихся жизни всего поселения, и сегодня сооружают «шаманский чум». Где‑то ритуал традиционно проходит исключительно под открытым небом.

На самом деле, этот «театр одного актера» – всего лишь иллюстрация «путешествия» шамана, и никакой постановки здесь нет. Своими словами и движениями избранник духов демонстрирует людям, где находится его сущность и что с ней происходит. При этом нередко все это сопровождается настоящими акробатическими трюками, достойными «Цирка дю Солей».

По некоторым свидетельствам, многие шаманы настолько искусно владеют своим телом, что очевидцы могут наблюдать, как они пронзают себя ножом, прикасаются к раскаленным предметам, с легкостью освобождаются от туго перевязанных веревок и даже оков. Мошенничество и ловкость рук или магия – судите сами. Описаны случаи, когда во время камлания шаман заставлял людей поверить, что он вылетал из жилища или отрезал себе голову, а затем возвращал ее на место. Конечно, такое происходит не часто, но в любом случае обряд производит колоссальное впечатление.

Чаще всего целью камлания является исцеление больного. Представители многих традиционных этносов и сегодня верят, что любая хворь – это происки злых духов, укравших душу несчастного. Шаман седлает своего «верного коня», который олицетворяет его бубен, и вместе с духами-попутчиками отправляется на поиски пропавшей души. Если он возвращает ее законному владельцу, человек выздоравливает. И многочисленные исцеления после таких камланий – это не слухи, а научно зафиксированные факты. Кто знает, возможно, все дело в психологии, и вера в силу посредника между мирами придает жизненных сил больному. Так ли это на самом деле, остается только гадать.

С точки зрения традиционной медицины, состояние транса, которое позволяет шаману общаться с духами, – это повод для срочной госпитализации. Он погружается в мир видений и галлюцинаций, которые всегда соответствуют целям ритуала. Перед ним предстают образы древних духов и богов, ставших неотъемлемой частью его сознания. Шаман может орать и дергаться в конвульсиях или же, напротив, упасть в обморок и какое‑то время не подавать признаков жизни. Однако он всегда сохраняет связь с присутствующими на ритуале людьми, которые также иногда впадают в транс под влиянием избранника духов. Смог бы обычный человек, не наделенный никакой особой силой, постоянно выдерживать такие колоссальные физические и эмоциональные нагрузки и не сломаться? Наверное, едва ли.

«Шаманизм» древних славян
Кому из нас в детстве не читали сказки, например о коньке-горбунке или Иване-царевиче и сером волке? В них бесстрашный герой при помощи верного и не совсем обычного спутника (как правило, говорящего зверя) отправляется в далекие тридевятые – тридесятые царства на поиски похищенной суженой или каких‑либо волшебных предметов и снадобий.

По дороге и уже в самих загадочных странах, которые могут и вовсе находиться под землей или на дне морском, герой встречает на своем пути различных волшебных существ, добрых и не очень. Все мы помним птицу-сирин, чертей, русалок и т. д. Ничего не напоминает? Здесь вам и другие измерения, и странник между мирами, и дух-попутчик. Конечно, назвать Ивана-царевича шаманом было бы слишком смело, но что‑то от шаманизма здесь явно прослеживается.

Никаких прямых доказательств того, что шаманизм существовал у древнеславянских племен и, тем более, в христианской Руси, нет. Разумеется, в языческие времена славяне точно так же верили в духов, поклонялись им и всячески пытались задобрить. И даже принятие православия не смогло полностью искоренить некоторые элементы язычества, к примеру почитание духов природы. Как до крещения Руси, так и в последующие времена знахари, ведуны и кудесники играли заметную роль в жизни людей. Они врачевали, прорицали, к ним обращались за советом. Хотя они тоже зачастую обращались к духам, использовали снадобья и заклинания, имели свои сакральные атрибуты, по мнению большинства исследователей, шаманами назвать их нельзя. Ведь в состояние измененного сознания, или, другими словами, в транс, древнеславянские и древнерусские волшебники и знахари не входили. По крайней мере, фольклор и исторические источники об этом молчат.

Сегодня ряд исследователей допускают, что определенная связь между кудесниками и шаманами все‑таки быть могла. Помимо традиционных русских сказок, на это указывает и этимология некоторых слов. К примеру, слово «кудес» у древних славян означало бубен.

Остерегайтесь проклятий
Проклятий не бывает. Бывают только странные совпадения. Скоропостижные смерти ряда исследователей египетских пирамид, потревоживших покой древних фараонов и жрецов, и сегодня пугают любителей мистики. Однако в случае с несчастными египтологами, скорее всего, все вполне объяснимо с научной точки зрения (оказалось, всему виной не проклятье, а буйство грибков и бактерий). Чего не скажешь о ряде странных событий, связанных с шаманами и их сакральными предметами. Притом речь снова идет не о «страшилках у костра», а о реальных фактах.

– Разумеется, исследователь, занимающийся шаманизмом, постоянно имеет дело с сакральными атрибутами. Иногда и лично общается с шаманами. И здесь очень важно не переходить грань дозволенного. Есть такое высказывание: жизнь состоит из совпадений. И в этом есть свой смысл. Но некоторые совпадения заставляют серьезно задуматься, – отмечает Карина Юрьевна. – Вот несколько реальных примеров. Один из ведущих исследователей шаманизма, написавший книгу «Странники духа», посвятил этому феномену почти всю свою профессиональную деятельность. Однако он относился к дару шаманов скептически, рассматривая это лишь как элемент фольклора и традиционной культуры. Этнограф не всегда соблюдал определенные правила обращения с шаманскими атрибутами, считая это предрассудком. Вернувшись из очередной экспедиции, он внезапно утонул. Совпадение? Вполне возможно. Сотрудница нашего музея, исследовавшая народности полуострова Таймыр, также погибла при крайне странных обстоятельствах. Когда нашли ее записи, оказалось, что она заранее предвидела свою смерть и связывала ее именно с шаманскими атрибутами. Конечно, сила шаманов направлена на благие цели. Однако она сравнима с сильнодействующим лекарством, которое может спасти жизнь, но при передозировке и неправильном обращении убивает.

 

Вернуться назад

Павел Канаев
eprussia.ru

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2013