главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

 26 ноября 2013


  Каких духов бояться в Горной Шории

Писатель Вениамин Борискин рассказал о шорских легендах.

Шорцы верят: духи помогают, обижаются, забирают к себе
Посреди двора горит костёр. Шаманка берёт в руки бубен и, стуча в него, ходит вокруг огня, «кормит» из ложки фигуры деревянных волков… Такой обряд наблюдали жители и гости мысковского посёлка Чувашка, когда открывался центр духовной культуры шорского народа «Эне Таг» (в переводе с шорского Мать Гора). Для большинства кузбассовцев такой центр – это музей, где можно узнать о традициях коренного народа области. Для шорцев это место, где шаманы смогут совершать ритуалы.

Современному человеку сложно поверить в то, что обряды и легенды – это не просто сказки. Почему шорцы и сегодня продолжают верить в духов рек, гор, тайги, огня?

Напоил – будет удача
Шорский писатель Вениамин БОРИСКИН вырос в деревне, почти 30 лет живёт в Междуреченске, пользуется благами цивилизации, большую часть жизни проработал на разрезах экскаваторщиком. Однако от обычного горожанина его отличает вера в то, что мир вокруг населён не только людьми, животными, но и духами. Слушаешь его рассказы, поначалу кажущиеся сказками, и начинаешь верить в то, что герои древних шорских преданий продолжают жить по сей день. «Наш народ всегда верил в духов. Чем дольше я живу, тем больше понимаю: это не выдумка, не сказка, поскольку и в современном мире мы продолжаем встречаться с ними», - начинает свой рассказ писатель.

- Младший брат с детства занимается рыбалкой. Нынче осенью у него был небывалый улов - поймал пять больших тайменей. Была ещё одна рыба, похожая на форель. У нас в Мрассу никогда таких рыб не водилось! Причину этой удачи объяснила мать. В конце сентября она приезжала в Казас, взяла с собой водочки, побрызгала её на Мрассу, попросила у хозяина воды удачи для сына: «Что он каждый год мучается? Дай ему хороший улов». И вот попёрло. Как после такого не поверить в существование духов?

Чтобы рыбалка удалась, нужно накормить и напоить духов. Но не всякое угощение им может понравиться. Однажды знакомый пригласил Борискина порыбачить на моторке, побыть его проводником.

- Я-то знаю, что надо духов задобрить водочкой, но из спиртного с собой было только пиво. Побрызгал я им на берегу, а сам говорю: «Удачи нам не будет, хозяина пивом не обманешь». Спустились на воду: небо ясное вокруг, а за нами одно облачко привязалось, летит с той же скоростью, с какой мы плывём на моторке, дождь моросит. Ладно, думаем, побрызгает да улетит. А оно как вцепилось: уж надоедать начало. Промокли мы, причалили к берегу, постояли под деревом – пускай облачко улетит. На воду вернулись – и вот оно снова. Так часа два оно нас преследовало. Видно не угодили мы духам своим угощением.

Кого девки в лес забирают?
Удача для охотника или рыбака – всегда радость. А вот большая удача чревата бедой. Согласно шорским легендам, в лесу живет хозяин тайги, вместе с ним – лесные девки. На зиму он их запирает в пещере, а весной они разбегаются, женихов ищут. Каждый охотник знает: не дай бог понравиться этой девке – к себе заберёт.

- Ещё когда мы пацанами были, матери запрещали нам ходить в лес ярко одетыми, петь там громко, вести себя шумно, чтобы не обратить на себя внимание девки. Говорили: если она полюбит, то вскружит голову, сначала придёт удача, а потом она парня к себе заберёт. Был у меня сосед, молодой паренёк. Как-то встретили мы его, он давай хвастаться: «Могу добыть соболя, норку – любого зверя». Мы сказали, что это недобрый знак, видно, кому-то он понравился в лесу. Посоветовали ему отказаться от этой удачи и мать попросить, чтобы отвадила. Потом сосед запил. К матери как-то приходит: «Можно я женюсь?» А чего не жениться? Всё лучше, чем пить. Мать разрешила. Парень обрадовался, тут же побежал за ограду, а они возле леса жили, и кричит в тайгу: «Мама мне разрешила. Я женюсь на тебе!». Этой же ночью ушёл он в лес и повесился. Забрала лесная девка его душу. С двоюродным братом похожая история вышла. Девке не важно, что он женат был. Тоже удача у него попёрла: с одной берлоги трёх медведей подстрелил. Дядьке рассказывал, что видел пещеру, полную золота.

Есть у шорцев легенда о золоте Мустакая (эти рассказы собраны в книге шорского фольклора «Девять бубнов шамана»): один богатырь собрал всё золото и спрятал в пещере на горе. В легенде даже точное место называется – Тоз. Говорят, немало людей ходило по той горе, искали богатства богатыря. Но нашли или нет его – не известно.

- Видно, брату кто-то показал эту пещеру, они жили как раз в этом посёлке Тоз, у той горы, где золото спрятано. На вопрос, а почему не взял что-то из драгоценностей себе, он отвечал: «А кто ж даст? Мне просто показали. Если возьму, меня назад не выпустят». Сначала к нему удача пришла, а потом он стал убегать из дома: хватался за голову и с криком «Меня зовут!» исчезал. Несколько раз его находили, возвращали. А потом он тоже повесился.

Хозяева убежали от угольщиков
Когда в окрестностях деревни Казас стали открываться разрезы, шорцы просили: «Только не лезьте на гору – она святая». Но в 2011 г. экскаваторы добрались и до горы. А перед тем, как они начали копать, произошёл такой случай.

- Тётка рассказывала матери перед своей смертью. Приехала она весной в деревню, спит ночью, вдруг слышит на кухне голоса. Она встала, и видит: семья сидит за её столом – старик, дети. Откуда они взялись, ведь она дверь на ночь запирала? Они говорят, что в сенках одно стёклышко в окне было разбито, через него залезли. «Здесь больше жить невозможно – копают, взрывают. Мы уходим подальше отсюда», - объяснил дед. Тётка конечно перепугалась, стала выгонять их. Они извинились и ушли. Потом та до утра думала: кто это был? И догадалась: это же хозяин горы со своей семьёй был – той самой горы, которую копать начали. И зашли они к ней в дом погреться, потому что он на краю посёлка стоит. Она потом до самой смерти себя винила, что прогнала их. Так что духи живут среди нас. Они существуют. Просто мы их не видим», – делает вывод шорский писатель.

 

Вернуться назад

Аргументы и Факты

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024