главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

25 мая 2015


  Шаманы Бурятии открыли небесные врата

Ежегодно весной на протяжении двенадцати лет шаманы МРОШ «Тэнгэри» проводят крупный тайлган «Открытие небесных врат» и просят у высших божеств благополучия и процветания для всех жителей Бурятии. Каждый год дату для молебна, посвященного пробуждению природы, выбирают разную. В этом году тайлган прошел 17 мая в п. Новая Комушка на территории МРОШ «Тэнгэри». Открытие и закрытие небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. Обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия – осенью, до того как выпадет первый снег.

Шаманы Бурятии открыли небесные врата

Для проведения молебна шаманы возвели ритуальное сооружение – березовую рощу. Именно на эти деревья спускается призванная когорта божеств. Аллею называют «шанар», что в переводе с бурятского языка означает врожденное свойство, назначение неба. Деревья были украшены разноцветными ленточками, хадаками. Однако главными подарками для родовых духов являются соболиные меха, парча, импровизированные солнце, луна, гнезда, 9 человек.

– В шаманизме число 9, означающее космос, бесконечность, имеет сакральное значение. Поэтому мы и говорим 99 тэнгриев, 9 сыновей, 9 посвящений и т.д. Сам комплекс символизирует Вселенную, соединение макромира с микромиром. Даже одно дерево уже является космосом. В процессе камлания все деревья одушевляются, – рассказал шаман религиозной организации «Тэнгэри» Баатарой Будажап. – В этот день люди должны отдать дань уважения своим родовым божествам – онгонам – хранителям очага. Если зимой божества находились в спячке, и люди им просто молились, не прося помощи, то с открытием «небесных врат» начиналась пора, когда можно обращаться к божествам с просьбами.

Выразительной особенностью тэнгрианства является наличие неосязаемого мира – энергии духов. Именно для таких сущностей шаманы накрывают щедрый стол – тахил. В тайлгане участвовали 48 шаманов из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края и Монголии. Шаманы одновременно начинали камлать, били в бубен и входили в транс. Во время ритуала шаманы надевают шапку со шторками, закрывающими глаза – майхабши. На шторках изображены глаза. Ведь во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся онгон смотрит на этот свет с помощью глаз на шторках. К задней стороне шапки пришиваются ленточки и бахрома. К каждой ленте пришивается еще по пять лент разных цветов. Эти ленты символизируют многоголовых змей.

Транс – измененное сознание
По мере нарастания ударов бубна состояние шамана начинало меняться. И в какой-то момент он вскакивал со стула, голос его менялся, он начинал говорить на старинных бурятских наречиях, что означало – в него вселился дух. В этот момент к нему подходили родственники с поклоном и просили у него благословения, а также советовались по житейским вопросам.

На таком крупном молебне я присутствовала впервые. Особая энергетика стирала границы между современным миром и древностью. И только пейзаж города и стоящие рядом авто напоминали о времени. Когда мне предложили подойти к шаману за благословением, сначала я отказалась, но затем передумала. Шаман коснулся моей спины одним из шаманских атрибутов, а именно конной тростью «морин хорьбо», тем самым благословляя на удачу. Шаманы получают трость, символизирующую коня, на котором шаман совершал свои «путешествия» по мирам Вселенной. Получение железных тростей свидетельствовало о постижении шаманом «нижнего» мира, самого сложного и опасного пространства Вселенной. Может быть, под воздействием сильных впечатлений я еще долгое время ощущала это прикосновение.

– Транс – это измененное сознание. Шаман своей техникой камлания призывает именно того предка, которого хотят видеть его потомки, – сообщил председатель правления МРОШ «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев. – Энергия предка соединяется с энергией самого шамана. А так как генетический код у них совпадает, то происходит изменение состояния. Шаман вступает в практику транса.

В состоянии транса шаман способен творить чудеса Он может с легкостью взобраться на тонкую березу, не сломав ни одной ветки, спуститься вниз. Тем самым демонстрируя свою способность перемещаться по мирам. Согласно верованиям тенгрианства, существует три мира: небесный, земной и подземный. Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба – Тенгри. Средний мир, невидимый, заселен духами окружающей природы: хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников и т. д. Отношения между людьми и духами – хозяевами местности – выстраивались на партнерских началах. Нижний мир, подземный, невидимый, являлся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом.

– Мы привыкли видеть себя в качестве царей по отношению к окружающему миру. Это не так. У каждой сущности есть свой мир. К примеру, мир одного камня, растения, животного. Гора, которую мы считаем неживой, имеет свой мир, – рассказал шаман.

Впрочем, тэнгрианцы не имели своих храмов. Их единственным и божественным храмом была и остается природа. На территории этнической Бурятии много сакральных мест: Алханай в Агинском округе, гора Бархан уула в Баргузинском районе, шаманская скала на Ольхоне, но самым священным является озеро Байкал. Именно вокруг этого озера спустились сыны 99 тэнгриев, которых мы почитаем как 12 северных хатов (Арын 13 ноед), которым молятся не только буряты, но и монголы, барга, дагуры, эвенки и т.д. Ведь они являются потомками 99 небесных тэнгриев – 55 западных и 44 восточных, охраняющих Байкальский регион.

Сила шаманов в посвящениях
В полдень наиболее именитые шаманы начали камлать и вызывать более могущественных божеств – Бурхан Сагаан Гарбал (божественное белое начало, дарующее благополучие, здоровье и исцеление) и главного божества в пантеоне «Арын 13 ноёд» (12 северных хатов) – Буха нойне. Вызывать такие божества имеют право шаманы с большим количеством обрядов посвящения. Всего посвящений девять. При каждом посвящении шаман получает определенный вид атрибута. Однако у каждого, кто стал шаманом, есть толи – зеркало круглой формы из металла желтого цвета, символизирующее солнце. Этот оберег защищает от враждебных духов и отражает неблагоприятную энергию. Шамана, прошедшего все обряды, называют зарин боо. Узнать его можно по шаманской шубе – конечного атрибута. Такой шаман обладает невероятной силой, ведь теперь его покровителями являются не только родовые духи, но и тотемы. Именно таким шаманом был Шэмэт баабай – прадед Баира Цырендоржиева из Агинского округа.

– Мой предок как последний из могикан был шаманом, имеющим традиционное посвящение. Он умер в 1952 году в возрасте 86 лет. До сих пор старожилы вспоминают, как он во время камлания превращался то в волка, то в птицу, – рассказал Баир Жамбалович. – Если человек выполняет все требования традиционного чтения шаманизма, то ему передаются бесконечные знания от тэнгриев, онгонов, духов и т.д. Это не привычные письменные носители, а знание от учения и высших божеств. И когда приходит эта энергия, то идет преобразование самого шамана.

В целом, по оценкам специалистов, интерес к шаманизму, именно как к генетическому проявлению наследственных знаний, очень высок во всем мире. Присутствовавший на тайлгане президент всемонгольской ассоциации шаманов отметил, что летоисчисление монгольского шаманизма идет еще до чингисового времени. Растет интерес к тэнгрианству и в республике, как к исконной религии бурят, прерванной еще в царские времена.

– Хотя мы и говорим, что сохранили шаманские традиции, это не так. Зачастую шаманизм остался в виде обязанностей старейшин (такши баряашинов) и поклонения хозяевам местности. В течение последнего столетия многие обрядовые действия упразднились. Если ранее шаман камлал 12 часов, то сейчас всего в течение 12 минут. Все это идет от незнания и утраты традиций, – отметил председатель. – Тем не менее сегодня идет возрождение религии. Наш центр, объединяющий шаманов Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, подал заявку на регистрацию в Минюст РФ как централизованной религиозной организации.

После открытия «небесных врат» у шаманов начинаются большие молебны, посвященные духам земли. Шаманы начинают свои молебны-посвящения – шанар. Каждый год шаманы проводят эти молебны, тем самым повышая свой уровень.

 

Вернуться назад

«Новая Бурятия»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024