главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

04 февраля 2016


  Современный шаманизм с точки зрения экспертов

В современном мире, как отмечают эксперты, современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции, упрощен и деформирован.

В современном мире бурятский шаманизм несколько утратил свои функции

Тесное соседство с русским населением и влияние христианства сказалось прежде всего на его культовой системе, в том числе на календарных сроках устройства обрядов. Постепенно установилась традиция приурочивать тайлаганы к христианским праздникам: к Петрову дню, к Ильину дню, к Покрову и т. д., а в советское время к срокам шаманских обрядов проводили праздник Сур-Харбан. С наступлением лета буряты проводят тайлаганы в своих семьях, селах, районах, родах, местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов и лишь после этого проводят тайлаганы более высокого уровня.

Сейчас, в период религиозного ренессанса, многое делается для того, чтобы сохранить регулирующие социальные функции шаманизма. Тайлаган, сасали, тахил, хэрэг, хаялга, мургэл - эти основные виды обрядов сегодня практически забыты. Смысл их понятен далеко не всем.
В мае 2008 года в Иркутске был создан Совет шаманских общин Прибайкалья как консультативный и координирующий орган. Он призван вести работу по просвещению населения в области знания и соблюдения древних бурятских обрядов. В совет шаманских общин входит 12 человек. Они курируют все шаманское движение в Прибайкалье, включая Тункинскую долину. Совет шаманских общин с 2009 по 2011 год возглавлял Игорь Олзоев. После его кончины председателем совета шаманских общин Прибайкалья стал Борис Николаевич Хунгеев.

По всему Восточно-Сибирскому региону наряду с восстановлением буддистских дацан-дуганов, христианских церквей и часовен в населенных пунктах устанавливаются священные "сэргэ" - символические коновязи, к которым, согласно преданиям, привязывают своих волшебно-небесных коней шаманские Тэнгрии - боги и духи предков, которые с укором смотрят на своих далеких потомков, теряющих свой язык, свои степные традиции и обычаи.

Приольхонье и остров Ольхон среди населения ассоциируется как центр шаманизма и шаманских духов, а также как прародина всех бурят. На Ольхон и его побережье, являющиеся одним из сакральных центров шаманского мира, сбегали многие монгольские, хоринские и другие шаманы в эпоху их преследования в Халхе и других местах, со стороны Зая пандиты, Нэйджи-тойна и других лам. Сюда же сбегали многие от насильственного крещения, подальше от казачьих острогов того времени. По поводу особого сакрального значения Ольхона бытуют многие мифы и предания.
Здесь же в 1990 году был проведен первый за последние 70 лет многотысячный общеольхонский тайлаган, и его открывал старейшина Орбодоев Орлооб Орбодоевич. С тех пор шаманы ежегодно собираются на прекрасном острове Ольхон в местности Хужир. Они молятся в этом священном месте ради благополучия и мира, ради процветания всех народов, живущих на Земле. Обряд длится около 12 часов, шаманы вызывают 13 духов-онгонов, используя практику «вселения духа» и призывая их взять под своё покровительство людей, защищать их от войн, пожаров, наводнений, эпидемий и других стихийных бедствий.

В январе 2011 года в поселке Бохан Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области открылся центр изучения шаманизма. Центр возник на базе филиала Бурятского госуниверситета. Изучение шаманских обрядов планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе, Монголии.

В ноябре 2014 года в Иркутской области в посёлке Усть-Ордынский за счёт пожертвований был открыт первый шаманский центр.
В этом же 2014 году в Бурятии начато строительство первого в России шаманского храма который будет находиться в Улан-Удэ в поселке Новая Комушка. Согласно традиции шаманский храм будет иметь восьмиугольную форму, и внешне напоминать большую юрту. Высота его составит 18 метров, а внутри смогут одновременно поместиться до 300 человек.
Храм станет местом поклонения самой древней, по словам представителей "Тэнгэри", вере - шаманизму, "основанному на уважении к роду, небу, земле, воде и природе". По их верованиям, именно память и уважение к предкам удерживает людей от грехов.

 

Вернуться назад  

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2016