главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

21 мая 2016


  Боги помнят своих первых шаманов-первопроходцев

В начале 1990-1991 гг. настало время, когда открыто стали ставить вопрос о шаманизме. И в целом о религиозных верованиях. Понятия, как Бог, Мир, Человек вызвали интерес общественности. С развитием науки, новейших воззрений о Вселенной и месте в ней Человека шаманизм своим древним Знанием и духовной традицией, с Верховными божествами Тэнгринами – Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгэри) – обрело второе дыхание и заявила о себе, как всеобщая религия будущего. После 70-летнего перерыва, запрета и гонения, стали появляться первые шаманы.

Двадцать пять лет прошло со дня образования первой шаманской общины

В 1991 году под руководством Степановой Н.А. возникла первая шаманская община, официально зарегистрированная в 1993 году как «Хэсэ хэнгэрэк». В 1999 году переименованная на «Духовный центр бурятской народной религии «БƟƟ мургэл», в ней состоялись первые шаманы в постсоветское время, на сегодня известные и их имена войдут в историю Бурятии: Степанова Н.А., Борбоев Л.А., Гомбоев С.Ж., Очиров Д.-Ц.Д., Балтахинова В.Б., Тагласова В.П., Нагуслаева В.Г., Нагуслаев В.Г., Цыбенова М.Д.; из Баргузина – Хоборков Б.Б., из Курумкана – Данчинова М.Г., из Тунки – Хоборков С.А. В Агинском округе – Жанабазаров Ж.-Б.З. (Шобоолой БƟƟ).
Светлая память шаманам первопроходцам, ушедших в иной мир: Эрдынеевой Ц.Э., Ябжанову В.А., Очирову Э.Г., Баирову С.Т.

Очиров Э.Г. – был председателем первой ассоциации, приложил немало усилий, чтобы зарегистрировать «Хэсэ хэнгэрэк», а затем переименовать в «БƟƟ мургэл». Каждый из членов ассоциации внес свою лепту в рождение первой шаманской ассоциации.
Супруги Цыремпиловы Екатерина Аюшеевна и Бадма Тибачкеевич внесли безвозмездно свой вклад в развитие первой шаманской ассоциации. Какие они проводили тайлганы! На территорию этнографического музея съезжалось столько народу, чтобы помолиться, получить благословение богов. Шаманы-мужчины готовили аршан и проводили обряд очищения (угалы), а шаманы-кузнецы накаляли докрасна камни и совершали «гал тарим», окропляли верующих. В конце обряда всем присутствующим раздавали «даллга». Под звуки оглушительных ударов в бубны начинался обряд, под руководством главного шамана выступал всегда Борбоев Л.А., его подхватывали чтением молитв Ябжанов В.А. и Гомбоев С.М. И божества спускались, напротив шаманов и костров был туман, кто видел, тот видел. Женщины-шаманки читали молитвы и спускали богинь из разряда женского шаманства.
Среди женщин – шаманок привлекала внимание верующих самая молодая шаманка в их ассоциации Тагласова В.П. Звук её бубна был живой, нам казалось, что он выговаривает слова молитвы. В середине обряда Вера входила в божественный экстаз и пускалась в шаманский хатар (танец), её поднимало от земли на 20-30 см. Нам приходилось слышать, как красиво поют шаманские молитвы Нагуслаева В.Г. и Степанова Н.А. Красивые и экзотичные были обряды, но они ушли в историю. Теперь за давностью времени мы анализируем и делаем выводы, ведь была польза от этих тайлганов обществу, народу. Почему? Да потому что природа наделила этих первопроходцев мощной внутренней духовной энергией. Они тесно были связаны с энергией Вселенной, заключенной в ее энергетической сети. Обладали сильным ясновидением, как например: Тагласова В.П., Очиров Д.-Ц.Д., Степанова Н.А., Балтахинова В.Б., Степанова Н.А. и Балтахинова В.Б. лечили людей, также даром целительства обладали Ябжанов В.А. и Баиров С.Т. Вообще они все разносторонне были одаренными природой. Каждый из них мог проводить обряды, лечить, предсказывать зазывать ушедшую душу, проводить угаал (водяное очищение), гал тарим делали только мужчины, энергетическую чистку помещений и т.д. Люди, приходя на их тайлганы столько получали для себя пользы!
Во-первых, тайлган начинался с общего обряда: шаманы стояли с бубнами в руках, читали шаманские молитвы не по книгам, брошюрам или каким-то запискам, а молитвы произносились из их уст, шла информация из их биокомпьютеров, где-то самоимпровизация. Кто-то из них пел молитвы. Спускались на своих небесных конях божества с неба по их зову, угощались, очищали людей энергетически, своей благодатной божьей энергией, принимали мольбы и просьбы людей. Ведь надо суметь спустить на землю божества и суметь их поднять. А они умели.
Во-вторых, после общего обряда объявляли сасли по географическим регионам, поклонялись своим родовым богам той или другой местности. За кабанцами закрепляли Борбоева Л.А. и Степанову Н.А., за курумканцами Очирова Д.-Ц.Д., Очирова Э.Г. и Данчинову М.Г., за баргузинцами – Хоборкова Б.Б., за тункинцами – Ябжанова В.А., за осинскими и боханскими, нукутскими, аларскими – Тагласову В.П. Возле Тагласовой В.П. всегда было много народу, видимо земляков приходило на тайлган больше. Удивляемся, как ей такой в то время молодой шаманке удавалось справляться! Такие нагрузки может выдержать шаманка, имеющая сильное наследственное «удха».

Позже нукутских и аларских стали отправлять к Баирову С.Т. А после моления родовым богам люди подходили на чам талан, которые организовывали шаманы-кузнецы Очиров Д.Д., Очиров Э.Г., Нагуслаев В.Г., Борбоев Л.А., Ябжанов В.Л. и Гомбоев С.Д. проводили уhaн-угаал (водяное очищение). Через столько процедур проходили. Люди уходили довольные с обновленной чистой энергетикой. Происходило исцеление души и тела.

Двадцать пять лет прошло со дня образования первой шаманской общины. Люди пожилого возраста страдаем ностальгией по этим тайлганам, по тем шаманам. Прошли годы и шаманы уже не молодые. Просим, очень просим. Отзовитесь! В честь юбилейной даты проведите тайлган весенний и осенний. В составе оставшихся в жизни шаманов первопроходцев, как в былые времена. Обращаемся в первую очередь к руководству «БƟƟ мургэл», к руководству Всебурятской ассоциации культуры РБ. Нужно найти этих шаманов и организовать тайлган. По той причине, что 2016 год – високосный. Чтобы жителям республики Бурятия легче было перенести экономический кризис, чтобы Природа была к нам милостлива, не насылала стихийные бедствия, болезни, меньше было разных катастроф, разбоев. Мы не хотим, как прошлом году повальных пожаров. Все-таки боги помнят своих первых шаманов, мы думаем они ближе находятся к богам Природы, то есть Вселенной. Плюс к этому тайлгану проведут тайлганы и другие шаманские конфессии, ведь их стало так много. Шаманская ассоциация «БƟƟ мургэл» продолжает жить, но уже под другим названием и шаманы в ней другие – вторичные. Но мы просим ветеранов-шаманов встать в строй с бубнами в руках и провести тайлган на благо развития республики Бурятия.

 

Вернуться назад

К. Никитин, О. Бардамов, Ю. Мантуров

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2016