главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

20 мая 2016


  Молебен Матери-земле прошел в местности Кыцыгировка

14 мая в местности Кыцыгировка (деревня в Иркутском районе Иркутской области) прошел молебен «Газарай эжэндэ» (Матери-земле). Это уже третий обряд, который проводится возле святилища тагыл сторонниками поклонения «белой пище». Как они утверждают, тагылы – сооружения из каменного плитняка, издревле были святилищами шаманистов, где проводились главные молебны.

Молебен Матери-земле прошел в местности Кыцыгировка

На обряд, который был запланирован до восхода солнца, прибыло много народа, не только из сел и деревень округа, но и из Иркутска и Улан-Удэ. В общей сложности собралось около трехсот участников и зрителей.

До молебна участникам обряда раздают ленты четырех цветов – белого, желтого, синего и зеленого, а также листовки с инструкцией по правилам поведения. В правилах написано, как вести себя на молебне. В частности, рекомендовано обращаться с пожеланиями сначала о благе для народа, страны, желать блага соседям, коллегам, родным и близким и только в конце просить для себя.

Почти в полной тишине люди омывают руки, затем поднимаются к коновязям, чтобы повязать на протянутых веревках ленты. Мужчины, следом женщины завязывают залаа, символизирующие белую веру, чистый разум, народ, землю и вечное синее небо. Основное действо происходит у тагыла, состоящего из шести очагов. В центре возвышается столб, увенчанный фигурками чайки и орла и тканями четырех цветов. Под звуки морин-хуура и лимбэ, а также женского пения к сооружению пускают семьями, чтобы побрызгать молоком, поднести продукты – пресные лепешки, домашний сыр и горсть ячневой крупы.

После все спускаются к кострам. В одном котле кипит чай, в другом – бульон из баранины. Людям разъясняют значение сегодняшнего обряда. По словам адептов, божества земли откликнулись, приняли подношения, услышали просьбы, благословили:

– Это место сакральное, дает силу, здоровье. Чем больше народа, тем больше сила.

Многие стали делиться своими историями исцеления после молебна. Женщина из села Кайзеран Баяндаевского района в 2010 году попала в аварию, сломала позвонки, ребра, не могла нормально жить и двигаться. Случайно попала на молебен в марте и почувствовала облегчение, боли ушли. Ее муж страдал псориазом 20 лет, кожа на лице чудесным образом стала рубцеваться. От мужчины с циррозом печени отказались врачи и отправили умирать домой. В течение двух месяцев после обряда у него спал вздувшийся живот, исчезла синева губ. Еще одной женщине удалось излечиться от туберкулеза, другой – от онкологического заболевания, третьей – от красной волчанки…

По словам участников молебна, для многих важным является не только исцеление от недугов, но и отказ от использования во время обрядов спиртного. Сейчас спиртное – водка – щедро используется многими шаманами, обряды поклонения предкам нередко превращаются в банальные пьянки. Сторонники приношения «белой пищей» предлагают вернуться к трезвому поклонению. По их мнению, это соответствует историческим традициям бурятского народа, которые издревле водки не гнали.

Историческим, с их точки зрения, является и возврат к поклонению у святилищ – тагылов. Они опираются, в частности, на исследования Александра Хамарханова. В книге «Yхэр Манхай. 1900–2004. Разрушенная святыня, уничтоженные алтари» рассказано о ритуальном комплексе Yхэр Манхай – холме Ухэр и горе Манхай. По мнению исследователя, буряты булагатских родов, лишенные возможности поклоняться первопредку Буха Нойону, привезли с горы Буха Нойона в Тунке три камня и закопали их в горе Манхай, превратив ее в святилище всех булагатов, расселившихся по рекам Куда, Ида, Оса и другим местам Предбайкалья.

В период гонений на религию и шаманизм ритуальный комплекс перестал быть местом тайлганов, а из-за соседства с исправительной колонией в Бозое у местных жителей сформировалось даже отрицательное отношение к этому месту. Сейчас это шаманистское святилище разрушено, на холме Ухэр нет ни следа от каменных алтарей, а поверхность холма полностью разрыта бульдозерами. Участники шаманского молебна считают, что таким образом они возрождают утраченную традицию.

 

Вернуться назад

Областная

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2016