главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

15 июля 2016


  Чем якутские шаманы кормят духов

Коновязь, установленная якутской делегацией в Национальном парке культуры и отдыха Тувы, далась нелегко. Сначала надо было попросить разрешения у здешних хранителей местности.

Чем якутские шаманы кормят духов

Коновязь – памятник и символ
Коновязь – дело сложное. Особенно, если ее устанавливать как памятник. С одной стороны, памятник – это проект символический и, как следует из его названия, – памятный. С памятью все просто: приехала якутская делегация и на память о своем пребывании, а заодно и как символ дружбы между народами, установила некий предмет – высокий деревянный монумент. Такое официальное мероприятие.

Но это – не вся правда. Потому что коновязь давно уже у всех кочевых народов имеет более серьезное значение. Причем, каждый народ дает ей несколько иной смысловой оттенок. В Туве, коновязь – связь времен, связь поколений, символ жизни. У якутов – тоже символ жизни: «пока стоит сэргэ - семья жива». Сэргэ – так они называют свою коновязь. И, кроме прочего, считают ее символом мира.

Как символ жизни и мира сэргэ уже установили в 2007 году в московском музее-заповеднике «Коломенское», в честь 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства.

Но этим не ограничились. Сэргэ воздвигли во Франции, в долине Шампань. Потом – в Америке, неподалеку от Форта Росс. А до этого - на «Стоянке Гэсэра» над Селенгой в Бурятии.

В общем – такой памятный знак якутские делегации устанавливают в разных местах. В идеале – на всех материках и во многих странах будут возведены сэргэ.

Но есть и другая сторона этого действа.

Сэргэ – ритуальный и культовый знак
А вот тут уже могут быть проблемы на разных уровнях. И совсем не официальных и государственных. Если вы хотите возвести именно свой культовый знак, то сначала надо попросить разрешения не у сотрудников государственных и муниципальных структур, а у духов – хранителей местности.

Пока еще были в Якутии, как говорит шаман Анатолий Никифоров, получили разрешение у духов. Духи Тувы – не возражали против приезда чужих шаманов. Но вот на установление сэргэ непосредственно на месте, разрешения пришлось просить долго.

Этим занимались сам шаман и два алгысчита. Алгысчит – это слово кажется странным только на первый взгляд. Наше заклинание-молитва-песнопение-благословление – алгыш. У якутов – алгыс. Алгысчит – человек, который поет благословления. Тоже, по сути, шаман.

Как и в Туве, у них принято разжигать ритуальный костер. Но есть и отличия. В Якутии духам в костер кладут кусочки лепешек (как и у нас), но кроме этого – кумыс или, при неимении, водку. А вот вопрос про «белую еду» шаманы, похоже, не поняли. Когда объяснила им, что это – молочные продукты, например, творог и молоко, шаман даже возмутился: «Нельзя!»

Ну, не вдаваясь в подробности, примем это просто как иные потребности. И запомним, что духи якутской земли не отказываются от алкоголя.

И другие обряды для освящения
Пока основной шаман просил у духов разрешения на установление коновязи, женщины-алгысчиты проводили различные обряды. Окуривание дымом – почти как в Туве. Только вот странный запах… Говорят, у них не растет артыш, и окуривают «шаманскими травами», состав не раскрыли. Просто сказали, что русского названия трав не знают.

Привезли с собой маленькие кусочки бересты от «якутской березы». Нужно загадать желание, свернуть бересту трубочкой и положить в огонь.

В огонь, кроме лепешек, положили еще «шаманские травы», пряди конского волоса и другие обрядовые предметы, которые заранее принесли в замшевом мешочке.

После установления сэргэ – тоже некоторые обряды. А потом – хоровод. Да, настоящий хоровод. Люди ходят по кругу, взявшись за руки. Шаманы поют благопожелания и благословляют все. В том числе и грядущую выставку ювелирных изделий.

Чалама в тот же день не повязали, но это тоже надо сделать. Представители якутской диаспоры заверили, что эта коновязь не будет забыта. Они собираются натянуть веревки, завязать на них чалама. И проводить обряды регулярно.

Кстати, на коновязи вырезают обычно несколько бороздок для привязывания коней. Та, которая на самом верху, – для коней жителей верхнего мира.

 

Вернуться назад

Плюс Информ

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2016