главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

12 ноября 2018


  Шаманская болезнь и кормление духов

Предназначение шамана — не дар. Это обязанность, отказаться от которой — значит навлечь на весь свой род несчастья.

Предназначение шамана — не дар. Это обязанность, отказаться от которой — значит навлечь на весь свой род несчастья.

Раннее утро 22 сентября в Таштаголе выдалось пасмурным и дождливым. Но уже через пару часов, ближе к девяти, небо начало проясняться. Выглянуло солнце, и к полудню стало жарко. Шаманы (по-тюркски камы) и местные жители-шорцы эту перемену объясняют так: ду́хи предков дали возможность провести обряд при хорошей погоде.

Сегодня шорцы празднуют день осеннего равноденствия. Дата значимая: урожайный год закончился, а, значит, пришла пора благодарить природу и духов за помощь, попросить их покровительства на следующий год. По тюркским поверьям, в это время природные и духовные сущности покидают Землю — к людям они спустятся только в марте.

На берег реки Кондомы, туда, где будет проходить обряд, мы с шаманом Сергеем Башевым (кам Амас) выезжаем около девяти утра. По дороге подхватываем шамана из Анжеро-Судженска. Артём — единственный представитель шаманизма с севера области.

Сам обряд начнётся в полдень. Но к нему надо подготовиться. Сергей и Артём времени не теряют, решают, где развести костёр, куда поставить стол для угощений. Успевают отвечать и на мои вопросы.

От судьбы не уйдёшь
«Шаман — это посредник между духовными сущностями и земными. Быть шаманом интересно в том смысле, что нет каких-то учебников или пособий, у каждого свой путь. Есть шаманы видящие — им проще, они видят, что им говорят духи. Я пока ещё до этого не дорос», — рассказывает Сергей.

По его словам, путь кама предопределён, и свернуть с него нельзя. Об этом же позже скажет его родная сестра, кам Наталья Шипеева. Но беседа с ней ещё впереди. К пониманию своего предназначения шаманы приходят по-разному. И всегда — через боль, страдания или потери.

Сергей в прошлом предприниматель. Бизнес успешно развивался, но со временем начались проблемы, которые в итоге привели к разорению. Дальше — больше.

«В моей жизни произошёл случай, когда я должен был умереть. Но меня оставили. А раз оставили, будь добр — служи людям», — делится собеседник.

Говоря об этом случае, Сергей имеет ввиду ножевое ранение. Лезвие не задело жизненно важные органы, и мужчина остался жив.

Посвящение в шаманы кам Амас прошёл четыре года назад. Пока свои знания он применяет на родных и близких — для работы с другими людьми надо набраться опыта. По его словам, шаманы способны помочь людям с приобретёнными заболеваниями, предсказать возможную травму.

«Все проблемы со здоровьем, травмы — это следствие энергетических проблем человека. Когда человек болеет, не надо его жалеть — надо ему показать дорогу к свету, то есть указать на причину болезни. Шаман исправит, уберёт. Но если человек своё мышление не поменяет, то всё вернётся. К примеру, зависть, злоба, сожаление об умершем провоцируют камни в почках. Наше дело — направить человека», — объясняет Сергей.

Будет ли шаман помогать человеку другой религии? Будет. Дело не в том, какую веру исповедует обратившийся к шаману.

«Надо чётко понимать, что закон сохранения энергии работает. Я сторонник того, что если ты следишь за своей речью, мыслями, поступками, никого не обижаешь, даже словом, — тебя никакая болезнь не возьмёт», — продолжает собеседник.

Коснулись темы телегонии. Современная наука опровергает эту концепцию. Сергей уверен: женщина «собирает» энергетику всех своих сексуальных партнёров.

«Если девушка хочет иметь детей от любимого мужа, то ей категорически запрещено иметь добрачную связь», — рассуждает шаман.

«Сначала было страшно»
Тем временем к месту обряда подтягиваются люди.

«Эзенох!» — приветствуют друг друга.

Одна из первых — 27-летняя Валерия. Она — видящая. Правда, сама девушка называет себя не шаманкой, а «человеком со Знанием». Но признаётся: может предсказывать будущее, лечить людей — «смотря что духи дадут».

Впервые её способности проявились в 23 года.

«Сначала было страшно. Заходишь, например, ночью на кухню воды попить, а они (духи — прим. авт.) там сидят. Потом привыкла», — улыбается Лера.

На вопрос, что значит видеть духов и как это возможно, девушка отвечает: «Это необъяснимо. Я вижу образы».

По её признанию, жить с таким даром сложно. Валерия старается его не афишировать. Тем не менее люди обращаются к ней за помощью. Чаще всего идут с семейными проблемами, просят полечить детей.

«Звонит одна женщина. Ей назначили операцию. Духи мне говорят: „Скажи, чтобы она не соглашалась на операцию. Будет врачебная ошибка — женщина умрёт“. Мы ей всё сделали по-нашему, по-духовному, и когда она пришла в больницу, выяснилось, что показаний к хирургическому вмешательству нет», — вспоминает девушка.

Она не скрывает: не все недуги ей по плечу. Если понимает, что не справится, честно в этом признаётся и советует найти другого, кто бы смог помочь человеку. Говорит: нельзя людям врать.

Ещё шаманам нельзя назначать цену за свою помощь. Если человек хочет отблагодарить — пусть даст столько, сколько посчитает нужным. А лучше — преподнести какой-то подарок. Но совсем не поблагодарить шамана — неправильно. По словам Валерии, она, например, в таких случаях болеет. При этом сам человек, которому она помогла, чувствует себя вполне хорошо.

Пока мы беседовали с Лерой, на поляне стало ещё оживлённее. Мужчины уже успели разделать барана — угощение для духов и для участников праздника. Женщины накрывают на стол. Явств много — хлеб, выпечка, блины, овощи, зелень, печенье, конфеты.

Недалеко от стола разведён костёр, на котором стоит большой казан с водой. В нём будут готовить национальный шорский суп — этпе-тутпаш. Основа кушанья — бульон из баранины. Пока варится мясо, женщины режут картошку, лук, делают лапшу — тутпаш (расщипывают тесто). Все ингредиенты пойдут в суп.

Обрядовый костёр
Тем временем Сергей и шаман Геннадий Тепчегешев (мне представился как дядя Гена) готовят большой обрядовый костёр. На вертикально поставленные поленья кладут несколько ложек топлёного масла. Как говорит Сергей, это самая эффективная духовная пища. Рядом с будущим костром появляются подносы с яствами.

«Это пища для обряда кормления духов, — объясняет кам рода Кечен, президент Региональной общественной организации „Шорская национально-культурная автономия“ Наталья Шипеева. — По шорским поверьям, бог Ульгень — Небесный Бог-Создатель, затем Духи стихий (Воды, Земли, Огня, Воздуха), Духи местности (Духи гор, рек, лесов). Есть ещё Родовые Духи. У шорцев 16 родов. На больших праздниках, таких как сейчас, встречаются камы всех родов».

Больших праздников в году четыре — в соответствии с четырьмя фазами Солнца. Отдельно шаманы камлают в своих родовых местах.

Гармония вер
По словам Натальи, сегодняшний обряд ориентирован не только на шорский народ, но и на весь мир.

«Когда мы проводим обряд, то просим благополучия на всей Земле, затем — благополучия в России, и только потом — для своего народа. Если будем просить по-другому — бог нас не поймёт», — говорит собеседница.

К слову, о боге и религиях. Как рассказала Наталья, практически все шорцы крещёные в православии. Но христианская вера у них вполне уживается с исконной шаманской.

В 30-е годы прошлого века шаманы всей страны подверглись жёстким репрессиям со стороны властей. Их отправляли на каторги, расстреливали. Не обошла эта участь и шорцев. Но традиции шаманизма не умирали. Наталья помнит, как в её семье делали «шок»: в растопленную печь клали еду — «кормили духов». В шорских деревнях такой обычай существует до сих пор. Ещё духов угощают национальным напитком — абыртка, окропляют по четырём сторонам света.

Шаманская болезнь
Долгое время Наталья пыталась противостоять своему предназначению. По её признанию, «духи мучили» с 11 лет. В 17 случился сильнейший приступ.

«Что значит — мучили духи»?

«Это сложно передать. Вы поймёте? — внимательно смотрит на меня собеседница и продолжает: Я называла такие состояния приступами. Тогда не понимала, что со мной происходит. Душа выселяется — и тела не чувствуешь. Ни боли, ничего. Ты всё понимаешь — где ты находишься, кто ты. Становишься частью этого мира, физически ничего не ощущаешь, сознание абсолютно другое».

То, о чём говорит Наталья, называется шаманской болезнью. На некоторое время болезнь отступила — в 21 год девушка вышла замуж, родился сын. Пока рос ребёнок, «приступы» были, но не так часто.

«Мне тяжело было прийти к шаманизму. Когда приехал кам из Астрахани, я пришла к нему с вопросами личного характера. На тот момент для себя решила, что не пойду по этому пути. Не хочу. Прихожу к каму, задаю ему вопросы, он мне говорит: «Ты ответы на свои вопросы знаешь. Зачем пришла? И вообще тебе «открываться» надо. Ты можешь. Это твоё. Понимаешь, духи стоят и ждут, когда ты откроешься», — рассказывает шаманка.

Это было четыре года назад. После судьба свела её с видящей из Прокопьевска.

«Она говорит: «За тобой стоят духи и ждут, когда ты начнёшь «работать». Отвечаю: «Я православная. Почитаю духов. Но верю в Иисуса. С пяти лет крещёная». Та парирует: «Я в православии. Но хожу в мечеть и буддийские храмы — одно другому не мешает». После этого разговора начались поиски — к чему я иду? Для чего иду?» — делится воспоминаниями собеседница.

Долгие поиски окончились тем, что 14 мая 2016 года Наталья прошла посвящение в шаманы — «открылась». Наставницей стала кам Валентина Кушакова, которая направила, обучила, и по сей день помогает на этом нелёгком пути.

Во имя мира на Земле
Время за беседой пролетело незаметно. Приближается полдень. Шаманы облачились в обрядовую одежду. На огне бурлит этпе-тутпаш.

Камы приглашают на ритуал очищения. Все присутствующие встают друг за другом. Соблюдается очерёдность: сначала мужчины по старшинству, за ними женщины — тоже по старшинству. Встаю и я. В руке Сергея чаша с тлеющими травами. Дымом от них окуривают каждого из нас.

После встаём вокруг подготовленных поленьев для обрядового костра. Руки открыты ладонями вверх. Шаман зажигает огонь. Идём по кругу, за нами — шаманы с бубнами. Бубен — главный инструмент у камов, с его помощью призывают духов.

Теперь наступает черёд кормления духов. Каждый — в том же порядке, что и на очищении — кладёт в огонь пищу, благодарит духов за помощь и поддержку, просит о том же на будущий год. Кто-то говорит на шорском языке, другие — на русском.

«Пусть это небо и земля всегда существуют. Пусть наш край процветает. Пусть наш народ всегда будет сильный, а в каждой семье рождается много детей. Пусть будет любовь и урожай».

После этого — троекратный поклон.

«Лен, сама пойдёшь к костру?» — спрашивает меня Сергей.

«Нет, я пока не готова».

Когда все участники встречи сделали «шок», снова встают вокруг костра и ещё трижды обходят его. После этого все присутствующие тепло обнимают друг друга, желают здоровья, добра, благополучия.

Заканчивается праздник совместной трапезой. Суп уже подоспел. Сергей подаёт мне тарелку и ложку: этпе-тутпаш надо отведать обязательно.

Спиртного на столе нет. Шаманы не пьют алкоголь вообще. Тех, кто подружится с ним, забирают духи, объясняют камы.

После обеда люди понемногу расходятся. Радостные, счастливые. Камы не спешат — надо дождаться, пока догорит костёр. В эти минуты ещё можно обратиться к духам.

Наталья сосредоточилась у догорающего костра. Вероятно, одна из её просьб — о создании юрты, духовного центра для шаманов и шорского народа. И не только для шорцев, но и для всех желающих.

«У христиан есть храмы, у мусульман — мечети, у шаманов в Туве — духовный дом, у эвенков — духовная юрта. У нас же такого нет», — сокрушается Наталья.

Причина — отсутствие финансирования из бюджета. Собрать деньги самостоятельно не под силу: среди шорцев нет богатых людей. Между тем только эскиз юрты обошёлся в пять тысяч рублей. А ещё нужны средства на межевание земельного участка, на составление сметы строительства и собственно на строительство.

Но Наталья уверена: всё будет так, как решат духи. Если посчитают, что Духовная юрта нужна народу, то она появится.

 

Вернуться назад

ВашГород.ру

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2018

Rambler's Top100