главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

16 октября 2019


  Russia Today раскрыл секреты посвящения бурятских шаманов

14 октября документальный канал RТД (Russia Today Documentary) выпустил фильм «Как стать шаманом». Авторы фильма выяснили, кто и как может стать шаманом, побеседовали с несколькими из них. Они побывали в Улан-Удэ, в религиозной организации «Тэнгэри» и в селе Челутай Агинского района Забайкальского края на шанаре — древнем обряде посвящения в шаманы. Также съёмочная группа побывала и на острове Ольхон, где раз в год устраивается коллективный молебен.

Russia Today раскрыл секреты посвящения бурятских шаманов

- В Бурятии в каждом роду обязательно был шаман. Он был и жрец, и лекарь и проводник в мир духов, которые знают всё. В советской Бурятии в 30-е годы служители культа были объявлены вредоносными элементами. Значительная часть была репрессирована, некоторые расстреляны. После развала СССР шаманизм начал активно возрождаться и сегодня в одном только Агинском районе практикуют около 200 шаманов, - рассказывается в документальном фильме.

В селе Челутай обряд посвящения в шаманы проходил Зандан. Он узнал, что ему суждено стать шаманом 11 лет назад, когда на одном из шаманских ритуалов духи предков потребовали у его отца посвятить сына в шаманы, когда ему исполнится 33 года.

- От этого обряда не убежишь, если отказаться, то у родственников и детей закроется дорога, - сказал Зандан.

Обряд посвящения в шаманы шёл в Челутае трое суток. В первые сутки шла подготовка к обряду. В обряде участвовали девять детей, двое помощников, названные мать и отец. Обрядом руководил один из самых известных шаманов в Агинском районе Баир Ринчинов.

На вторые сутки шанара женщины приготовили угощения для духов – жертвенного барана и молочную водку. А Зандан четыре часа подряд звонил в колокольчик, читая молитвы, а затем четыре часа подряд бил в бубен.

- Они делают как бы универсального шамана, который должен уметь общаться с разными духами, камлать, обращаясь в разные сферы, и быть в контакте с разными божествами, поэтому они делают ритуал два в одном. Они делают «по-белому» и «по-чёрному» в одном посвящении. Что касается ритуалов «по-белому», то там колокольчики и посохи. «Белое» это не значит, что всё хорошее, «белое» и всё, безоценочно нужно к этому относиться. А там, где используется бубен – это ритуал «по-чёрному», - объяснила руководитель центра медицинской антропологии Института этнологии и Антропологии РАН Валентина Харитонова.

На третьи сутки шанара Зандан должен был легко и быстро залезть на тонкую берёзу. Это была бы проверкой того, что в него вселился дух.

- Одна из важных деталей обряда – это то, что шаман должен подняться на берёзу. И они очень часто рассказывают о том, что они буквально как птицы взлетают. Они говорят все, что испытали вот такое ощущение необычной совершенно лёгкости прямо как ощущение полёта, - отметила Валентина Харитонова.

Но Зандану не удалось подняться на дерево – значит быть шаманом ему ещё рано. Ему обряд посвящения в шаманы можно будет повторить только спустя несколько лет.

Авторы фильма показали также, как проходит шанар в религиозной организации «Тэнгэри» в Улан-Удэ. Там проходили одновременно немного поодаль друг от друга сразу три обряда посвящения в шаманы. Шанар проходили шаманка из Берлина, будущий учёный по этнографии и один шаман из Бурятии.

- Во время обряда шаман должен несколько раз войти в изменённое состояние. Здесь говорят «завести в себя духа». Так шаман знакомится со всеми своими предками и тренирует нужные способности. Дух «онгон» благословляет и отвечает на вопросы окружающих, - повествуется в фильме.

Основной причиной из-за которой человек встаёт на шаманский путь является так называемая «шаманская болезнь» - депрессии, галлюцинации, невезения и хвори. И только став шаманом, люди избавляются от них, считают представители религии.

Между тем сегодня шаманами хотят стать совершенно обычные люди, не страдающие «шаманской болезнью».

- У нас бывают люди, которые очень хотят быть шаманами, ну не знаю с какой целью, но хотят прямо. Приезжают из разных регионов, но когда видят наши посвящения пятки сверкают, - сказала шаманка религиозной организации «Тэнгэри» Радна.

В фильме также показали массовый шаманский молебен-тайлган, который прошёл в начале августа на Ольхоне. Обряд начал проводиться с 2003 года по инициативе учёных как часть конференции «Ольхон – сакральное сердце Сибири». А затем тайлган стал ежегодным. Максимальное количество шаманов – около 200 – собралось на Ольхоне в 2018 году.

- Массовый молебен-тайлган - обряд жертвоприношения духам. Они приносят здоровье, счастье, благополучие всем. После ритуальных действий шаманы вселяют в себя духов. Самые сильные шаманы спускают духов местности. Кульминация обряда – когда сам Верховный шаман Баир Цырендоржиев спускает главного духа острова, к которому со своими вопросами могут обратиться собравшиеся люди. В финале обряда шаманы призывают удачу для всех, кто собрался на обряд, - заключается в фильме.

 

Вернуться назад

«Байкал-Daily»

 

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2019