главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

8 ноября 2019


  «Инмар, принимай жертву!»: как живут современные шаманы Удмуртии

Если на Алтае людей, которые умеют «договариваться» с природой, называют шаманами, то в Удмуртии – это туно. О них писали еще в старых книгах начала 20-го века. Наделяли их магическими способностями: туно якобы могли лечить людей, контролировать погоду и, как оборотни, обращаться в животных. Удивительно, но туно существуют и сегодня! Чем занимается удмуртский шаман 21 века и кто может попросить его о помощи?

Туно Юрий Лобанов (Кучыран Юри). Туно существуют и сегодня! Более того, сами шаманы считают, что традиции туно переживают второе рождение.

Для жертвенных животных проводили испытание
В 19-20 веках туно считались едва ли не старостами удмуртских сел – настолько их почитали. К ним шли за советом, за лекарством от хвори и за заговорами, конечно. «Работали» туно через ритуалы, для которых использовали телят, быков, уток, овечек, баранов, рыбу. Например, чтобы умершие охраняли скот весной, когда тот гуляет без присмотра, люди должны были пустить кровь курице. При этом хозяин приговаривал: «Жертвую кровопролитием курицы, клянусь и обещаю осенью из выпущенных весною животных, сохраненных вами, заколоть в честь вашу».

Подробно описал обряд финский этнограф-финноугровед Уно Хольмберг в своих письмах, когда путешествовал по губерниям России. Он оказался в удмуртской деревне в 1911 году после того, как жители провели пахотные работы и готовились к празднованию общего моления-жертвоприношения нескольких деревень.

– Войдя в жертвенную рощу, старики разводят огонь. К святым деревьям привязывают животных белой веревкой из мочала, специально свитой и предназначенной для разового использования, – пишет исследователь.

Жрец проводил обряд со специально сделанным хлебом, кусочки которого потом раздавали присутствующим. Затем испытывали жертву – поливали ее родниковой водой, при этом приговаривая: «Инмар, принимай жертву!». Если животное вздрагивало – бог ее принимал. Если нет – искали другую жертву.

В случае принятия мясник закалывал животное, кровь набирали в деревянную чашу и лили в огонь. В это время туно просит у бога всех земных благ.

– После этого начинается разделка туши и распределение жертвенного мяса. Недопустимо варить все мясо в одном котле. Кроме того, тушу следует разделать так, чтобы ни одна кость не сломалась, – пишет Уно Хольмберг.

Позже варят и жертвенную кашу. Проведя обряд освящения жертвенного мяса и хлеба, приступают к трапезе. По завершении каждый собирает остатки пищи на свое полотенце и кладет его на поляне перед жрецом. Проводится общая праздничная молитва.

Туно в толпе не заметите!
Удивительно, но туно существуют и сегодня! Более того, сами шаманы считают, что традиции туно переживают второе рождение.

Одним из главных хранителей традиций туно был Василий Тратканов из деревни Пекшур Увинского района Удмуртии. Он представлял древний род Тукля и бережно оберегал древние традиции удмуртского народа. Василий Михайлович собирал поверья, традиции, легенды и обряды, пытался их возродить. Например, проводил встречи, праздники и моления у знаменитой сосны, что растет рядом с деревней Чабишур Увинского района. Он же составил календарь на основе особенностей природных явлений.
Его дело продолжают и другие. Например, Геннадий Сидоров – директора Узей-Туклинского Дома ремесел (деревня Узей – Тукля Увинского района), Николай Михайлов – основатель родовой усадьбы «Мумы дор» (Ижевск) и Альберт Разин – кандидат философских наук и некогда основатель общества удмуртской культуры «Дэмэн».

Есть деревни, где такие практики никогда не прекращались и существуют по сей день. Например, в деревне Кузебаево Алнашского района. Там проводятся обряды и моления в куале (святилище), поклоняются Инмару (бог-творец), избирают жреца, и традиции передаются из поколения в поколение.

– Раньше действительно приносили в жертву животных. Сейчас мы это не используем, – говорит туно Андрей Перевозчиков. – Обряд проводится, как правило, в священных рощах. Обязательные атрибуты – соответствующая чистая одежда, ритуальный костер и подношение богам. Это не жертвоприношения, а ритуальная пища – каша, табани и так далее. Животных сейчас не закалывают. В зависимости от цели ритуала, читается та или иная молитва.

Обратиться за помощью к туно можно практически по любым проблемам: неизлечимые болезни, душевные тяготы, советы по урожаю или тому, как себя повести в той или иной ситуации.

Шаманский театр-перформанс от недугов
Есть у удмуртских шаманов и свои «специализации». Туно Юрий Лобанов (Кучыран Юри), например, помогает людям выбрать свой правильный путь в жизни с помощью шаманских камланий – песнопений и танцев, возведенных в ранг искусства.

Когда человек приходит на прием к Юрию, то сначала свыше спрашивается разрешение, нужна ли ему помощь, не испортит ли он замысел, который предписан человеку.

– Любой обряд начинается с разрешения, которое мы запрашиваем у бога. Вдруг наши действия нарушают божественный замысел в отношении этого человека? Когда разрешение получено, начинается обряд. В помощниках у меня гонг, бубен, колокольчик и… духовное общение, – говорит Кучыран Юри. – Я исхожу из того, что каждый из нас является шаманом и у каждого человека есть личностный танец, молитва, песня. Задача шамана – через беседу раскрепостить внутренние колоссальные резервы, которые находятся у человека в спящем состоянии.

Что говорят ученые
В 2011 году ученые из США, Германии, Великобритании сделали итог из многолетних наблюдений за работой шаманов. И, как рассказал доктор медицинских наук Германии, кандидат медицинских наук России Лев Качугин «Комсомольской правде», они убедились – мысли и чувства человека влияют на его тело. А шаманы это знали еще несколько тысяч лет назад.

– Самые простые примеры: яркое представление кислого лимона во рту наполняет рот слюной, от неприятного воспоминания вдруг начинаются головные боли, а от приятного – наш рот растягивается в улыбке. Более того, исследователи не раз убеждались, что одни только мысли – как будто бы неосязаемые, эфемерные – могут создавать гармоничную и счастливую жизнь или превращать ее в вечную борьбу без радостей и побед, – рассказывал Лев Качугин.

Было не раз установлено, что шаман может излечить человека, над которым ранее долго и безуспешно работали лучшие врачи.

– И уже в начале ХХI века эти наблюдения привели к созданию новых пси-технологий для улучшения самочувствия, здоровья. В них применяются отдельные техники шаманов, очищенные от зрелищных ритуалов, сочетаемые с приемами психологии, – говорил кандидат медицинских наук.

За ритуалами скрыта работа с подсознанием. А оно, по утверждению многих специалистов, при обработке информации более чем в миллион раз сильнее сознания и практически полностью управляет человеком. На подсознание шаманы воздействуют, используя известный эффект плацебо.

Проверено на личном опыте!
Кстати, испытать силу туно журналисты смогли на себе в августе 2006 года на этнофутуристическом фестивале «Камва» в Перми. Тогда они пообщались с удмуртским шаманом Юри Кучераном. Он предсказал теплую погоду в городе – сосредоточился, свел вместе руки, потер их, подул.

– До конца месяца в вашем городе простоит теплая погода. Вижу это четко, но не могу гарантировать, что не будет дождей, – сказал тогда Юри Кучеран.

И, если верить архиву погоды, после этой встречи действительно температура поднялась. Если до 5 августа было +14…+17 градусов, то потом средняя температура августа была +19…+21. Немного, но приятно.

Кто может стать шаманом
По словам туно Юрия Лобанова, все люди являются шаманами. Нужно только развить в себе эти способности. Лучше это получится у тех, кто на протяжении жизни борется со всевозможными проблемами, тем самым закаляя характер и развивая задатки шамана.

Есть мнение, что дар туно передается по наследству. Но есть люди, которые могут стать шаманом сами по себе. Учатся жрецы своему искусству от духов. Дух-учитель обычно является ночью в виде седого старика в длинной одежде. Он требует, чтобы его появление было в тайне. Иначе ученик станет недоучкой и будет одержим всяческими болезнями.

Обучение туно также окутано тайной. Что известно на данный момент – его избирал Дух и проводил всевозможные испытания, который шаман должен был выдержать. Например, ходить через реки по проволоке, скакать по вершинам берез и так далее. А если он не справится или расскажет кому-то о своем обучении, то сойдет с ума.

Где почувствовать себя шаманом?
Туно говорят, в Удмуртии есть несколько мест силы, где сами шаманы подпитываются энергией. В них сконцентрирована энергия, влияющая на сознание живых существ. Там почувствовать себя древним жрецом может и любой желающий.

Еще в прошлом веке шаманы приносили в жертву животных. В наши дни обряды проходят без кровопролития.

В такое место можно отправиться для лечения, получить какие-то подсказки, ответы на вопросы или просто загадать желание. Но стоит придерживаться правил. Например, принять ванну или сходить в баню, надеть чистую одежду, обязательно сделать подношение лестным духам – оставить что-нибудь из продуктов. И не приходить в место силы с плохим настроением. Самое главное – позитивный настрой.

Идеально – найти хранителя этого места, который вас сможет провести и рассказать про все правила. Он обычно живет где-то рядом с местом силы, и местные смогут подсказать.

Козий парк (Березовая роща), Ижевск
По легенде, именно на этом месте находилось языческое капище, где удмурты молились злому богу – Керемету. Начиная с 2002 года там проводится удмуртский национальный праздник «Гербер». Его считают последним праздником земли, завершающим период летнего солнцестояния и являющимся точкой отсчета нового (осеннего) периода.
-

Координаты: 56.858944, 53.232306

Гора Байгурезь, село Дебесы
Мало того, что с вершины открывается прекрасный вид на реку Чепцу и окружающую природу, гора окутана легендами. Например, древние удмурты верили, что гору оберегает добрый дух, которые еще заботится обо всех, кто живет поблизости.
-
Координаты: 57.651944, 53.758889

Сосна, деревня Егоровцы Селтинский район
Возможно, это самая старая сосна в Удмуртии. По примерным подсчетам, она растет 5 веков. Говорят, что раньше в тех местах жили староверы, которые бежали из Нижегородской области. Они вырубили глухой лес, но оставили только эту сосну, чтобы она была своего рода громоотводом. Около нее собирались по праздникам, назначали свидания, водили хороводы. Да и сейчас местные жители проводят гулянья у старого дерева. Можно сказать, что она принимала участие в судьбах людей, которые шли по Сибирскому тракту. К ней ходили молиться, просили помощи, приносили жертвы.
-
Координаты: 57.422179, 52.208764

Центр Удмуртии, около деревни Эрестем, Увинский район
Это возвышенность, где располагается «сердце» республики – географический центр. Когда путешественники нашли это место, они заложили здесь крест и оставили на нем след от ботинка, водники – весло от байдарки. С тех пор паломники, побывавшие здесь, непременно оставляют память о себе.
-
Координаты: 57.133333, 52.750000

 

Вернуться назад

 Ирина Бурцева
IZHLIFE

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024